Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Виды и конструкции теплореле, расчет и выбор теплореле для спасения мотора

Теплореле создает роль защиты от затяжных перегрузок, их работа похожа на работу теплового разъединителя в автовыключателей. В зависимости от величины перегрузки (отклонению от номинального режима – I/Iн) оно срабатывает через подходящий зазор времени, который можно определить по время-токовой характеристике теплореле.

Давайте детально рассмотрим, Что такое теплореле и как его выбрать правильно.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Назначение и рабочий принцип
При перегрузке электрических двигателей увеличивается ток который потребляется, исходя из этого возрастает его нагрев. Если мотор перегревается – нарушается цельность изоляции обмоток, быстрее снашиваются подшипники, они могут заклинить.

При этом тепловой расцепитель автомата может и не обезопасить оборудование. Для этого необходимо теплореле.

Перегрузки могут появляться из-за перекашивания фаз, затрудненного движения ротора, вследствие как очень высокой механической нагрузки, так и трудностей с подшипниками, при полном заклинивании вала мотора и исполнительных механизмах.
Теплореле откликается на возросший ток, и в зависимости от его величины разорвет цепь питания через некоторое время, таким образом сохранив обмотки мотора целыми. После будущего устранения поломки, при условиях исправности статора, мотор может продолжать работу.

Если реле сработало по невыясненым обстоятельствам, и осмотр показал, что все в порядке, вы можете вернуть контакты реле в исходное состояние, для этого на нем есть кнопка.
Реле может работает и в случае затяжного пуска электрического двигателя.

При этом в обмотках протекают очень высокие значения токов. Затяжной пуск – процесс, когда мотор долго выходит на номинальные обороты. Может случиться из-за перегрузки на валу, либо из-за невысокого напряжения в электросети.

Время, через которое сработает реле, определяется по время-токовой характеристики определенного реле, в общем виде она выглядит так:

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

По вертикальной оси расположено время в секундах, через которое контакты разорвут цепь, а по горизонтальной – во сколько раз практический ток превосходит номинальный. Тут мы видим, что при номинальном токе реле рабочее время реле стремится к бесконечности, при перегрузке уже в 1.2 раза оно разомкнется приблизительно за 5000 секунд, при перегрузке по току в несколько раз – за 500 секунд, при перегрузке в 5-8 раз реле сработает за 10 секунд.

Подобная защита исключает частые выключения мотора при непродолжительных перегрузках и рывках, но спасают оборудование при долгом выходе за пределы допустимых режимов.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Рабочий принцип
В реле есть пара биметаллических пластин с самым разнообразным температурным показателем увеличения. Пластины жестко соединены между собой, если их подогреть, то конструкция изогнется в сторону участка с небольшим температурным показателем увеличения.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Греются пластины за счёт протекания тока нагрузки или от нагревателя, через который проходит ток нагрузки, на схеме нарисовано в виде нескольких витков вокруг биметалла. Текущий ток нагревает пластину до конкретного предела. Чем выше ток, тем быстрее нагрев.

Нужно брать во внимание, что если реле находится в жарком помещении – необходимо ставить ток срабатывания с большим запасом, ведь происходит дополнительный нагрев от внешней среды. Также, если реле только что сработало – контактам необходимо какое то время, чтобы остынуть.

Иначе может случиться еще одно неправильное срабатывание.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Необходимо рассмотреть определенный пример. Выше вы видите устройство реле ТРН.

Оно считается двухфазным. Состоит из трёх ячеек, в крайних ТЕНЫ, в середине температурный компенсатор, регулятор тока срабатывания, расцепитель, размыкающий контакт, рычажок возврата.

Когда ток течет через ТЕН (1), его температура растёт, когда ток может достигать поставленного тока перегрузки биметаллическая пластина(2) деформируется. Толкатель (10) передвигается вправо и толкает пластину температурного компенсатора (3). Когда ток перегрузки достигнут, она выгибается вправо и выводит из зацепления защелку (7).

Штанга расцепителя (6) подымается вверх и контакты (8) размыкаются.
Виды теплореле
Теплореле могут подключаться на все три фазы или на две из трёх, в зависимости от конструкции.

Большинство реле конструктивно разработаны для соответствия конкретным магнитным контакторам, это необходимо для удобства и аккуратности монтажа. Рассмотрим отдельные из них.
РТЛ – подойдет для применения с контакторами типа ПМЛ.

С набором клемм КРЛ применяется как самостоятельный прибор защиты.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

РТТ – подойдет для монтажа с контакторами ПМЕ и ПМА. Также может применяться как самостоятельное, если его установить на специализированную панель.

Электромагнитный пускатель тепловая защита.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

РТИ – теплореле для контакторов КМИ и КМТ. На лицевой вы можете увидеть пару дополнительных блок-контактов, для реализации схем индикации и другого.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

ТРН – двухфазное теплореле. Монтируется в трёхфазных двигателях, при этом подсоединяется в разрыв 2-ух фаз.

Температура воздуха не оказывает влияние на его работу. На регуляторе тока есть 10 разделений 5 на уменьшение, 5 на увеличение, цена одного деления – 5%.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

В действительности теплореле существует очень много, но они все выполняют одну функцию.
Реле довольно часто устанавливают в специализированный металлический ящик.

На фото контактор ПМА 4-й величина на 63 Ампера, с трёхфазным теплореле.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

К современным контакторам теплореле подсоединяется так как нарисовано на фото опубликовано ниже, выходит целостная конструкция.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Красная кнопка «test» необходима для проверочного выключения реле, и проверки возможности отключения питания контактов.
Подобный вариант подсоединения дает возможность экономить место на дин планке.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Схема подсоединения
Как мы уже говорили, теплореле оберегает от долгосрочной перегрузки электро оборудование. Оно устанавливается между источником питания и потребителем.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Контроллируемый ток течет через ТЕНЫ (1), они выгибаясь размыкают контакты (2) теплореле, в данной схеме применено 2-хфазное теплореле. Его контакты размыкают цепь катушки пускателя или магнитного контактора, также как если бы вы нажали кнопку «СТОП».

В готовом виде эта схема выглядит так:

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Во главе видно как от выходящих контактов контактора подключены две крайние фазы. На заднем проекте видно, что к катушке реле подключена клемма от контактов ТРН.

Если у вас применяется реверсная схема магнитных контакторов, то подключение фактически подобное, ниже это воочию нарисовано. Контакты с маркировкой «10» и «12» подключаются в разрыв катушек контакторов Км1 и Км2.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Тут видно что есть нормально-замкнутая пара и нормально-разомкнутый контакт. Это необходимо, допустим, для индикации срабатывания теплозащиты, т.е. к нему можно подключить лампочку-индикатор или подать сигнал на диспетчерский пульт или АСУ.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

На реле РТИ эти контакты расположены на лицевой панели:
NO – нормально-открытый – на индикацию;
NC – нормально-закрытый – на контактор.

Кнопка STOP принудительно переключает контакты. При срабатывании такое реле должно остынуть и оно еще раз включится.

Хотя в определенном примере возможно и ручное и автоматическое еще одно включение. Для этого необходима синяя кнопка с крестовидной прорезью с правой стороны на передней панели, при закрытой крышке она заблокирована.

Выбор для определенного мотора
Например, у нас есть мотор АИР71В4У2. Его мощность 0.75 кВт. У нас есть трёхфазная сеть с линейным напряжением 380В.

Мотор рассчитывается на 220В, если объединить обмотки треугольником и 380В, если звездой. Минимальный ток такого мотора с обмотками соединенными по схеме звезды 1.94А.

Полная информация содержится на его шильдике, который вы видите на фото опубликовано ниже.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Отсюда следует, что нам необходимо выбрать теплореле для мотора с током в 1.94 А. Ток срабатывания теплореле должен превосходить минимальный ток мотора в 1.2 – 1.3 раза. Другими словами:

Пускай мотор работает в составе механизма, в котором допускаются непродолжительные, но существенные перегрузки, к примеру для подъёма малых грузов. Тогда ток уставки выбираем в 1.3 раза больше минимального тока асинхронного электрического двигателя.

Т.е реле должно работает при токе 2.5-2.6А. Нам подойдут такие реле:

РТЛ-1007, с токовым диапазоном 1.5-2.6 А;
РТЛ-1008, токовый диапазон 2,4-4 А;

РТИ-1307, токовый диапазон 1,6. 2,5 А;
РТИ-1308, токовый диапазон 2,5.

4 А;
ТРН-25 3,2А (при помощи регулятора можно уменьшить или увеличить ток на 25%).

Методы регулировки реле
Шаг первый – определить уставку теплореле:
где Iн — минимальный ток нагрузки электрического двигателя, Iнэ — минимальный ток элемента нагрева теплореле, с — показатель деления шкалы (к примеру, с = 0,05).
Шаг второй – введение поправки на температуру внешней среды:
где Т — температура воздуха, °С.

Шаг четвертый – выставить регулятор на необходимое число разделений N.
Поправка на температуру вводится, если температура воздуха очень уж большая или невысокая.

Если на температуру в помещении где установлено реле существенно оказывает влияние на улице температура, то поправку необходимо делать во время зимы и в летнюю пору.
Рассмотрим на примере реле типа ТРН.

Чтобы быть увереным в исправности реле необходимо:
1. Проверить состояние корпуса, нет ли на нем трещин или сколов.
2. Проверить при подключенной нагрузке с минимальным током.

3. Разобрать реле и проверить цельность контактов, остутствие на них нагара,
4. Проверить, не согнуты ли нагреватели.

5. Проверить расстояние между биметаллом и ТЕНАМИ. Оно обязано быть одинаковым, если нет, то настроить при помощи винтов для крепежных работ.

Термисторная защита электродвигателя PTC

6. Подать минимальный ток через один из нагревателей, установить уставку в 1.5 раза больше минимального тока.

В подобном состоянии реле работает 145 с, потом понемногу поворачивают эксентрик регулировки в положение «-5», до срабатывания реле.
7. После активного охлаждения в течение 15 минут проверяют второй ТЕН аналогичным способом.

Схема проверочного стенда:

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Короткое резюме
Теплореле – основной элемент в защите электрического оборудования. С его помощью вы обезопасите своё устройство от перегрузок, а его характеристики позволят переносить непродолжительные скачки тока без ложных срабатываний, чего не может обеспечить автоматизированный выключатель.

Реле могут применяться как в связке с магнитными контакторами соединяясь с его выходными клеммами напрямую, таким образом организуя общую систему, так и в виде самостоятельных приспособлений для защиты, размещаться в щитке на дин планке и в электрошкафах.

Теплореле — устройство, рабочий принцип, технические свойства

Теплореле — это электрические аппараты, предназначающиеся для защиты электрических двигателей от токовой перегрузки. Самые популярные типы теплореле — ТРП, ТРН, РТЛ и РТТ.

Рабочий принцип теплореле
Долговечность энергетического оборудования в большой мере зависит от перегрузок, которым оно подвергается в рабочий период.

Для каждого объекта можно найти зависимость продолжительности протекания тока от его величины, при которых обеспечивается надежная и долгая работа оборудования. Эта зависимость представлена на рисунке (кривая 1).

При номинальном токе допустимая продолжительность его протекания равна бесконечности. Протекание тока, большего, чем номинальный, приводит к добавочному повышению температуры и добавочному старению изоляции. Благодаря этому чем больше перегрузка, тем краткосрочнее она допускается.

Кривая 1 на рисунке ставится исходя из необходимой длительности жизни оборудования. Чем короче его жизнь, тем серьезные перегрузки допустимы.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Время-токовые характеристики теплореле и защищаемого объекта
При замечательной защите объекта зависимость tср (I) для теплореле должна идти немного ни-же кривой для объекта.

Для спасения от перегрузок, самое большое распространение получили теплореле с биметаллической пластиной.

Биметаллическая пластина теплореле состоит из 2-ух пластин, одна из которых имеет больший температурный показатель увеличения, иная — меньший. В месте примыкания друг к другу пластины жестко скреплены либо за счёт проката в горячем состоянии, либо за счёт сварки.

Если зафиксировать неподвижно такую пластину и подогреть, то случится изгиб пластины в сторону материала с небольшим. Собственно это явление применяется в теплореле.

Большое распространение в теплореле получили материалы инвар (небольшое значение a) и немагнитная или хромоникелевая сталь (огромное значение a).
Нагрев биметаллического элемента теплореле может выполняться за счёт тепла, выделяемого в пластине током нагрузки. Довольно часто нагрев биметалла выполняется от специализированного нагревателя, по которому течет ток нагрузки.

Прекрасные параметры получаются при комбинированном нагреве, когда пластина нагревается и за счёт тепла, выделяемого током, проходящим через биметалл, и за счёт тепла, выделяемого специализированным нагревателем, также обтекаемым током нагрузки.
Прогибаясь, биметаллическая пластина собственным свободным концом действует на контактную систему теплореле.

Время-токовые характеристики теплореле
Главной характеристикой теплореле считается зависимость времени срабатывания от тока нагрузки (времятоковая характеристика).

В общем случае до начала перегрузки через реле течет ток Iо, который нагревает пластину до температуры qо.
При проверке времятоковых параметров теплореле необходимо учесть, из какого состояния (холодного или перегретого) происходит срабатывание реле.

При проверке теплореле нужно учитывать, что ТЕНЫ теплореле термически неустойчивы при токах короткого замыкания.
Минимальный ток теплореле подбирают исходя из номинальной нагрузки электрического двигателя. Подобранный ток теплореле составляет (1,2 — 1,3) номинального значения тока электрического двигателя (тока нагрузки), т. е.теплореле срабатывает при 20- 30% перегрузке в течении 20 минут.

Систематическая времени нагрева электрического двигателя зависит от продолжительности токовой перегрузки. При непродолжительной перегрузке в нагреве участвует только обмотка электрического двигателя и систематическая нагрева 5 — 10 минут.

При долгой перегрузке в нагреве участвует общая масса электрического двигателя и постоянна нагрева 40-60 минут. Благодаря этому использование теплореле лучше только тогда, когда продолжительность включения больше 30 минут.

Влияние температуры воздуха на работу теплореле

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Нагрев биметаллической пластинки теплореле зависит от температуры воздуха, благодаря этому с ростом температуры воздуха ток срабатывания реле уменьшается.
При температуре, сильно выделяющейся от номинальной, нужно либо проводить дополнительную (плавную) регулировку теплореле, либо выбирать ТЕН с учетом реальной температуры воздуха.
Для того чтобы температура воздуха меньше оказывала влияние на ток срабатывания теплореле, нужно, чтобы температура срабатывания выбиралась возможно больше.

Для нормальной работы теплозащиты реле лучше всего располагать в том же помещении, что и защищаемый объект. Нельзя располагать реле вблизи концентрированных источников тепла — нагревательных печей, отопительных систем и т. д. На данный момент выпускаются реле с температурной компенсацией (серии ТРН).

Конструкция теплореле
Прогиб биметаллической пластины происходит потихоньку.

Если с пластиной конкретно связать подвижный контакт, то небольшая скорость его движения, не сможет обеспечить гашение дуги, возникающей при отключении цепи. Благодаря этому пластина действует на контакт через ускоряющее устройство. Наиболее совершенным считается «прыгающий» контакт.

В обесточенном состоянии пружина 1 создаёт момент относительно точки 0, замыкающий контакты 2. Биметаллическая пластина 3 при нагревании выгибается вправо, положение пружины меняется. Она создаёт момент, размыкающий контакты 2 за время, обеспечивающее надежное гашение дуги.

Современные пускатели и контакторы укомплектовываются с теплореле ТРП (одно-фазное) и ТРН (двухфазное).

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать
Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Тепловые токовые однополюсные реле серии ТРП с минимальными токами тепловых элементов от 1 до 600 А предназначаются в основном для спасения от ненужных перегрузок трехфазных асинхронных электрических двигателей, работающих от сети с номинальным напряжением до 500 В при частоте 50 и 60 Гц. Теплореле ТРП на токи до 150 А используют в сетях постоянного тока с номинальным напряжением до 440 В.

Устройство теплореле типа ТРП
Биметаллическая пластина теплореле ТРП имеет совмещенную систему нагрева. Пластина нагревается как за счёт нагревателя, так и за счёт прохождения тока через саму пластину.

При прогибе конец биметаллической пластины действует на прыгающий контактный мостик.
Теплореле ТРП дает возможность иметь плавную регулировку тока срабатывания в границах (±25% минимального тока уставки). Эта регулировка выполняется ручкой, меняющей первоначальную деформацию пластины.

Такая регулировка позволяет резко уменьшить число потребных вариантов нагревателя.
Возврат реле ТРП в начальное положение после срабатывания выполняется кнопкой.

Возможно исполнение и с самовозвратом после того как остынет биметалла.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Большая температура срабатывания (выше 200°С) снижает зависимость работы реле от температуры воздуха.
Уставка теплореле ТРП меняется на 5% при изменении температуры воздуха на КУС.
Высокая ударо- и вибростойкость теплореле ТРП дают возможность применять его в самых тяжёлых условиях.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Реле тепловое РТЛ предназначается для обеспечения защиты электрических двигателей от перегрузок тока недопустимой длительности. Они тоже предоставляют защиту от не симметрии токов в фазах и от выпадения одной из фаз.

Выпускаются электротепловые реле РТЛ с диапазоном тока от 0.1 до 86 А.
Теплореле РТЛ как правило ставятся как конкретно на контакторы ПМЛ, так и отдельно от контакторов (в последнем варианте они обязаны быть снабжены клеммниками КРЛ). Разработаны и выпускаются реле РТЛ и клеммники КРЛ которые имеют защитная степень ІР20 и как правило ставятся на типовую планку.

Минимальный ток контактов равён 10 А.
Реле топловые РТТ предназначаются для спасения трехфазных асинхронных электрических двигателей с короткозамкнутым ротором от перегрузок недопустимой длительности, в том числе появляющихся при выпадении одной из фаз, а еще от несимметрии в фазах.

Реле РТТ предназначаются для использования в качестве деталей изделий в схемах управления электрическими приводами, а еще для встройки в магнитные контакторы серии ПМА в целях электрического тока напряжением 660В частотой 50 или 60Гц, в целях постоянного тока напряжением 440В.

Рабочий принцип и схема подсоединения теплореле

Защита электрических двигателей, магнитных контакторов и остальной аппаратуры от нагрузок, вызывающих перегрев, выполняется с помощью специализированных устройств теплозащиты. Для того чтобы реализовать хороший выбор модели теплозащиты, необходимо знать ее рабочий принцип, устройство, а еще главные критерии выбора.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Устройство и рабочий принцип

Реле температуры (ТР) предназначается для обеспечения защиты электрических двигателей от перегревания и преждевременного выхода из строя. При долгосрочном запуске электрический двигатель подвергается токовым перегрузкам, т.к. во время пуска происходит употребление семикратного значения тока, приводящего к нагреву обмоток.

Минимальный ток (Iн) — сила тока, потребляемая двигателем во время работы. Более того, ТР повышаюту эксплуатационный период электрического оборудования.

Теплореле, устройство которого составляют очень простые детали:

  1. Термочувствительный компонент.
  2. Контакт с самовозвратом.
  3. Контакты.
  4. Пружина.
  5. Биметаллический проводник в виде пластины.
  6. Кнопка.
  7. Регулятор тока уставки.

Термочувствительный компонент считается термопреобразователем, служащий для теплопередачи на биметаллическую пластину или иной элемент теплозащиты. Контакт с самовозвратом позволяет при нагревании быстро разомкнуть цепь питания электрического потребителя во избежания его перегрева.

Защита двигателя от перегрузки

Пластина состоит из двух вариантов металла (биметалл), причем один из них обладает высоким температурным показателем увеличения (Kр). Они скреплены между собой с помощью сварки или проката при больших температурных значениях.

При нагревании выгибается пластина теплозащиты в сторону материала с небольшим Kр, а после того как остынет пластина принимает начальное положение. По большей части пластины делаются из инвара (меньшее значение Kр) и немагнитной или хромоникелевой стали (больший Kр).

Кнопка включает ТР, регулятор тока уставки нужен для установки благоприятного значения I для потребителя, причем его превышение приводит к срабатыванию ТР.
Рабочий принцип ТР построен на законе Джоуля-Ленца. Ток собой представляет направленное движение заряженных частиц, которые встречаются с атомами кристаллической решётки проводника (эта величина считается сопротивление и отмечается R).

Это взаимное действие вызывает возникновение энергии тепла, получаемой из электрической. Зависимость продолжительности протекания от температуры проводника определяется согласно законодательству Джоуля-Ленца.
Формулировка этого закона следующая: при прохождении I по проводнику кол-во теплоты Q, выделяемой током, при взаимном действии с атомами кристаллической решётки проводника прямо пропорционально квадрату I, величине R проводника и времени воздействия тока на проводник.

Математически можно записать так: Q = a * I * I * R * t, где a — показатель изменения, I — ток, текущий через искомый проводник, R — величина сопротивления и t — время протекания I.
При коэффициенте a = 1 результат расчета измеряется в джоулях, а при условиях, что a = 0.24, результат измеряется в калориях.
Нагрев биметаллического материала происходит двумя вариантами.

При первом случае I идет через биметалл, а в другом — через обмотку. Изоляция обмотки замедляет поток энергии тепла.

Реле температуры нагревается сильнее при высоких значениях I, чем при контакте с термочувствительным элементом. Происходит задержка сигнала срабатывания контактов. В самых новых моделях ТР применяются оба принципа.

Нагрев биметаллической пластины теплового устройства защиты выполняется при подключенной нагрузке. Комбинированный нагрев дает возможность получить устройство с оптимальными свойствами. Пластина нагревается с помощью тепла, выделяемого I при прохождении через нее, и специализированным нагревателем при I нагрузки.

Во время нагрева биметаллическая пластина деформируется и действует на контакт с самовозвратом.

Теплореле: устройство и рабочий принцип

Для обеспечения неопасной эксплуатации электротехнического оборудования применяются многообразные электронные приборы и прочие устройства. Они предназначаются для контроля нормативных рабочих параметров электроустановок, а в случае опасных ситуаций для их выключения.

Ярким представителем подобных устройств считается электротепловое реле, отключающее электрическую установку от питающей электросети в случае продолжительного увеличения номинального значения рабочего тока. Реле температуры — это автомат выключения прибора, потребляющего электрическую энергию, при значительных перегрузках оборудования по току электрического питания.

Областиприменения прибора

Электротепловые реле предназначаются для устранения выхода из строя электрических моторов от перегрузок по критериям рабочего тока, благодаря которым выполняется превышение нормативных критериев рабочей температуры последних. Любой электро двигатель имеет номинальный рабочий ток.

Критическое превышение этой технической специфики в течение долгого времени приводит к перегреву обмоток силовой установки, разрушению слоя изоляции и выходу из строя мотора в общем.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Устройство электротепловой защиты отключит электро двигатель и не допустит аварии и поломки электрического мотора. Реле температуры защиты от перегрузок используются и в других областях народного хозяйства, быту и производстве, но главное их назначение — это защита электрических силовых установок от увеличения тока нагрузки до критических значений.

Без такого прибора безопасно использовать электро двигатель нереально!

Конструкция и рабочий принцип прибора

Надежность работы энергетических установок сильно зависит от самых разных перегрузок, которым такое устройство подвергается во время срока службы. Для любого устройства есть предельные величины электрического тока и их продолжительность, при которых оборудование функционирует в нормальном и безопасном режиме. При номинальных значениях тока продолжительность работы электрического двигателя или любой иной электрической установки ограничена только прочностью к механическим действиям крутящихся деталей.

При долгом превышении данного значения появляется опасная ситуация.
Для обеспечения защиты электро двигатель и иного оборудования от перегрузок повсеместно применяются устройства с биметаллическими элементами.

Данные приборы работают в согласии с законом физики, описанным учеными Джоулем и Ленце в девятнадцатом веке и определяющим зависимость выделенного тепла от силы тока на определенном участке электрической цепи. Собственно это закон считается определяющим в работе электротеплового реле (расцепителя).

В составе конструкции прибора есть спираль, которая считается излучателем тепла. Конкретно рядом с ней устанавливается биметаллическая пластина, реагирующая на излучаемое тепло.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Термопластины сделаны из 2-ух сплавов металла с разной теплопроводимостью, которые при нагревании/охлаждении меняют собственную геометрию. Данное свойство биметаллических элементов заложено в принцип функционирования теплового расцепителя.

При любом увеличении или уменьшении тока нагрузки, рабочие пластины меняют собственное пространственное расположение и механически влияют на толкатель, который размыкает или замыкает контактные группы реле температуры, подключенные к обмоткам магнитного контактора (МП). Контактор мотора срабатывает и выключает нагрузку от электросети.

Классическая конструкция электротеплового реле представлена на следующей картинке.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

На работу тепловых расцепителей с биметаллическими пластинами оказывает действие температура окружающего воздуха, дополнительно нагревая рабочие конструкционные элементы прибора. Чтобы исключить данного явления все устройства данного типа снабжены дополнительными компенсирующими биметаллическими пластинами, изгибающимися в противоположную сторону относительно важных элементов.

Компенсатор считается регулятором тока срабатывания устройства. Для регулировки применяется эксцентрик со шкалой, разделенной на 2 половины. При повороте влево ручки компенсатора значение тока срабатывания уменьшается, а при смещении вправо исходя из этого возрастает.

Регулировка значений тока срабатывания расцепителя происходит путем увеличения/уменьшения зазора между толкателем и ключевой пластиной, за счёт воздействия эксцентрика на дополнительную биметаллическую пластину.

Важно!

При обрыве или отключении одной из фаз питания, в трёхфазной системе электроснабжения, ток нагрузки в оставшихся 2-ух фазах возрастает, что приводит к срабатыванию электротеплового реле. Если из этого исходить, можно сказать, что тепловой расцепитель считается защитой электрического двигателя от работы в опасной ситуации с оборванной фазой.

Виды реле температуры защиты

Нужно сказать, что сегодня на рынке электротехнических изделий представлены различные типы модулей теплозащиты электрических силовых агрегатов. Любой из данных типов устройств применяется в конкретной ситуации и для конкретного вида электрооборудования.

К главным разновидностям теплореле защиты можно отнести следующие конструкции.

  1. РТЛ — электромеханический прибор, обеспечивающий хорошую тепловую защиту электрических двигателей с тремя фазами и прочих силовых установок от критических перегрузок по току использования. По мимо этого, реле температуры данного вида оберегает электрическую установку при дисбалансе питающих фаз, затянутого во времени пуска устройства, а еще при механических проблемах с ротором: заклинивания вала и так дальше. Устанавливается прибор на контактах ПМЛ (контактор магнитный) или как самостоятельный компонент с клемником КРЛ.
    Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать
  2. РТТ — трехфазное устройство, которое предназначено для обеспечения защиты электро двигатель с короткозамкнутым ротором от перегрузок тока, перекосу между питающими фазами и при механических повреждениях ротора, а еще от затянутого по времени пускового момента. Имеет два типа установки: как самостоятельный прибор на панели или соединенный с магнитными контакторами ПМЕ и ПМА.
    Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать
  3. РТИ — трехфазный вариант электротеплового расцепителя, защищающего электро двигатель от тепловых повреждений обмоток при критическом превышении значений тока использования, от длинного пускового момента, асимметрии питающих фаз и при механических повреждениях двигающихся частей ротора. Ставится устройство на магнитных контакторах КМТ или КМИ.
    Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать
  4. ТРН — двухфазное устройство электротепловой защиты электро двигатель, обеспечивающее контроль продолжительности пуска и тока в нормальном рабочем режиме. Возврат контактов в исходное состояние после аварийного срабатывания выполняется только вручную. Работа данного расцепителя абсолютно не зависит от температуры окружающего воздуха, что важно для жаркого климата и горячих производств.
    Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать
  5. РТК — электротепловой расцепитель, с помощью какого можно контролировать один-единственный параметр — температуру металлического корпуса электроустановки. Контроль выполняется с применением специализированного щупа. При превышении критического температурные значения устройство выключает электрическую установку от линии питания.
    Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать
  6. Твердотельное — теплореле, которое не имеет в собственной конструкции каких-нибудь подвижных элементов. Работа расцепителя не зависит от режима температур во внешней среде и прочих параметров атмосферного воздуха, что важно для взрывоопасных производств. Обеспечивает контроль над продолжительностью разгона электромоторов, идеальным током нагрузки, обрывом фазных проводов и заклиниванием ротора.
    Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать
  7. РТЭ — защитное реле температуры, по собственной сущности являющееся низковольтным предохранителем. Прибор сделан из сплава металла с невысокой температурой плавления, который плавится при критических температурных значениях и рвет цепь, питающую электрическую установку. Это электротехническое изделие устанавливается конкретно в корпус электросиловой установки на штатное место.
    Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Из приведенной выше информации видно, что в настоящее время есть очень много самых разных типов электротепловых реле. Все они используются с целью решения одной-единственной задачи — защиты электро двигатель и прочих силовых электрических установок от перегрузок тока с повышением температур рабочих частей агрегатов до критических значений.

Схема подсоединения теплореле

Очень часто, подключение теплореле выполняется конкретно к магнитному контактору. Силовые контакты устройства дают возможность выполнить его монтаж на МП без проводов.

Также есть модели теплозащиты, которые можно поставить как самостоятельный модуль на монтажную панель или DIN-рейку в электрический шкаф. На другом рисунке представлена структурная схема подсоединения теплореле в согласии с существующим ГОСТом.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

На другом рисунке приведена схема управления электрическим двигателем, отключающим его от сети во время появления опасной ситуации: перегрузке по току или обрыву провода одной из фаз.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Для непосвященного человека эти все важные схемы не значат ровно ничего, благодаря этому на следующей картинке будет представлена очень доступная для понимания простым потребителем схема подсоединения электротеплового реле с фото всех элементов, входящих в охранную систему электромоторов от перегрузок тока.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Кратко рассмотрим, как действует эта расположение защиты электрических двигателей. Входной автомат обеспечивает подачу одной фазы через нормально-замкнутую аварийную кнопку «Стоп» на разомкнутую кнопку «Пуск».

При ее включении, напряжение питания попадается на обмотку магнитного контактора, который постепенно включает мотор который работает от электричества. Все фазы питающей электрической сети, поступающие на электро двигатель, проходят через обмотки реле с биметаллическими элементами. В случае увеличения тока нагрузки до самых больших значений срабатывает тепловая защита и силовая установка обесточивается.

Внимание! Электротепловое реле монтируется в цепь питания после различных типов пускателей, однако перед электрическим двигателем или остальным электрооборудованием. Включение размыкающего цепь устройства создается кнопкой «Стоп».

Все детали системы защиты соединены постепенно.

Выбор электротеплового реле

Выбор реле температуры зависит от многих факторы его эксплуатации: температуры воздуха; где оно установлено; мощности подключенного оборудования; специальных средств аварийного оповещения и так дальше. Очень часто, покупатель выполняет выбор, опираясь на следующих технических особенностях прибора.

  1. Для однофазных сетей необходимо подбирать реле температуры с функцией автосброса и возврата контактов в исходное состояние через конкретный зазор времени. Данное устройство еще раз сработает, если опасная ситуация сбереглась и перегрузка оборудования по току продолжает находиться.
  2. Для жаркого климата и горячих цехов необходимо применять теплореле с компенсатором температуры воздушной среды. К ним можно отнести модели с обозначением ТРВ. Они могут хорошо работать в широком интервале внешних температур.
  3. Для оборудования, критичного к обрыву фаз, необходимо применять соответствующую тепловую защиту. Фактически все модели реле температуры способны отключать электрической установки во время появления подобной ситуации, так как обрыв одной фазы сильно делает больше ток нагрузки на 2-ух оставшихся.
  4. Теплореле со световой индикацией очень часто применяются в промышленности, где нужно быстро реагировать на опасную ситуацию. Светодиодные датчики состояния устройства дают возможность оператору зрительно контролировать процесс работы.

Цена реле теплозащиты колеблется в очень большом диапазоне. Цена устройства зависит от большого количества самых разных факторов: общих технических свойств, наличия добавочных функций, применяемых во время изготовления материалов, а еще от популярности изготовителя прибора. Самая маленькая цена реле температуры около 500 рублей, а самая большая может дойти до нескольких тысяч.

Реле от ведущих производителей, обязательно, укомплектовываются паспортом с детальным описанием технических свойств, а еще полной инструкцией по подключению прибора к электрическим установкам.

Плюсы устройства

По собственной сущности, теплореле считается автоматизированным устройством выключения электрического оборудования от сети питания. Но в отличии от обычного автомата включения/выключения электротепловое реле имеет ряд следующих значительных положительных качеств:

  • возможность регулировки времени и момента срабатывания в зависимости от тока перегрузки и продолжительности его воздействия на электро оборудование;
  • различные варианты коммутации: дистанционный монтаж в электрощитах или непосредственная установка на магнитных пускателях.

К остальным плюсам теплореле можно отнести небольшие размеры, массу и, разумеется, стоимость, а еще простоту конструкции и высокую эксплуатационную надежность. Некоторым минусом устройства считается необходимость в периодических настройках и поверках.

Заключение

Электротепловое реле (расцепитель) — это один из довольно значительных элементов системы защиты электро двигатель и остального электрического оборудования. Такое устройство способно обезопасить электрическую установку от любых перегрузок.

Тепловой расцепитель не подвергается ложным отключениям нагрузки при непродолжительных скачках тока, что прекрасно отличает его от входного автомата. Реле температуры защиты можно устанавливать не только одновременно с МП, но и как самостоятельное защитное устройство.

P.S. Подключайте теплореле к электросиловым установкам в полном согласии c инструкцией по эксплуатированию.

Если нет у вас необходимого опыта в выполнение подобных работ, то лучше попросить профессионалов. Своими силами ремонтировать прибор возможно лишь при наличии простых знаний в области электробытовой техники.

В другом случае ремонт реле температуры необходимо делать в специальном гарантийном центре!

Видео по теме

Теплореле — рабочий принцип, виды, схема подсоединения регулировка и маркировка

Опубликовано Артём в 01.03.2019 01.03.2019

Одним из аппаратов с функцией защиты, используемых в электрических установках, считается теплореле, применяющееся для защиты электрического двигателя от перегрузки. На данное время есть самые разные виды и типы этих изделий, все-таки все они имеют схожую область использования.

Особенности конструкции

В основе устройства и принципа действия теплореле (ТР) лежит закон Джоуля-Ленца — выделяемое на участке электроцепи кол-во тепла пропорционально сопротивлению данного участка и квадрату силы тока. Это физическое явление сегодня активно используется в тепловых разъединителях.

Маленький участок электрической цепи, выступающий в роли излучателя, накручивается на изолятор спиралью.
Который проходит через электро оборудование ток течет и в этом участке. Рядом со спиралью расположена пластина, сделанная из биметаллического сплава.

При достижении конкретной температуры она выгибается и действует на группу контактов.

Характерность пластины состоит в том, что она сделана из 2-ух металлов, обладающих различными критериями коэффициента температурного расширения, которые составляют один компонент.

Конструкция прибора показана на рисунке.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

К проводникам подсоединены три фазы питания электрического мотора. Обмотка нагрева будет над биметаллической пластиной, что дает возможность сделать меньше число ложных срабатываний прибора.

Пластины упираются в подвижный компонент конструкции, который действует на механизм разъединителя. Сверху прибора размещены две группы контактов (закрытые NC и открытые NO), а еще регулятор токовой нагрузки пружинного типа.

Характерности теплореле

Но, в отличии от автоматизированного защитного выключателя, ТР не размыкает силовые цепи питания, а рвет цепь самоподхвата магнитного контактора. Хорошо закрытый контакт защитного устройства действует подобно кнопке «Стоп», и подсоединяется постепенно с ней.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Тандем пускателя и теплореле
Так как теплореле подсоединяется тут же после магнитного контактора, то нет необходимости дублировать функции пускателя при аварийном размыкании цепей. При подобном выборе реализации защиты достигается ощутимая экономия материала для контактных силовых групп – намного проще коммутировать маленькой ток в одной цепи управления, чем разрывать три контакта под большой токовой нагрузкой.

Теплореле не рвет силовые цепи напрямую, а лишь выдаёт управляющий сигнал в случае увеличения нагрузки – данную характерность необходимо не забывать при подключении устройства.

В основном, в теплореле есть два контакта – хорошо закрытый и хорошо разомкнутый.

При срабатывании устройства данные контакты одновременно меняют собственное состояние.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Хорошо разомкнутые и хорошо замкнутые контакты

Характеристики теплореле

Выбор ТР необходимо делать, сопоставляя обычные характеристики данного защитного устройства исходя из этого имеющейся нагрузке и эксплуатационным условиям электрического двигателя:

  • Минимальный ток защиты;
  • Предел регулировки уставки тока срабатывания;
  • Напряжение силовой цепи;
  • Кол-во и вид добавочных контактов управления;
  • Мощность коммутации контактов управления;
  • Предел срабатывания (показатель отношения к минимальному току)
  • Чувствительность к асимметричности фаз;
  • Класс выключения;

Схема подсоединения

Во множестве схем при подключениях теплореле к магнитному контактору применяется хорошо закрытый контакт, который подсоединяется постепенно с кнопкой «Стоп» пульта управления. Обозначением данного контакта считается комбинирование букв NC (normal connected) или НЗ (хорошо закрытый).

Схема подсоединения ТР к пускателю в магнитном пускателе
Хорошо разомкнутый контакт (NO) при этой схеме подсоединения может применяться для сигнализации о срабатывании теплозащиты электрического двигателя.

В очень сложных автоматизированных схемах управления он может применяться для инициализации аварийного алгоритма останова конвейерной цепи оборудования.
Для самостоятельного подсоединения теплореле для спасения электрического двигателя, не имея навыка работы с аналогичным оборудованием, будет правильно сначала познакомиться с рабочим принципом и подключением магнитного контактора на данном сайте.

В независимости от типа подсоединения электрического двигателя и количества пускателей магнитного контактора (прямой и реверсивный пуск), внедрение теплореле в схему считается довольно простым. Оно ставится после пускателей перед электрическим двигателем, а размыкающийся (хорошо закрытый) контакт подсоединяется постепенно с кнопкой «Стоп».

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Теплореле в схеме реверсивного подсоединения пускателей

Детали подсоединения, управления и настройки ТР

По ГОСТ клеммы контактов управления имеют обозначение 95-96 (хорошо закрытый) и 97-98 (хорошо разомкнутый).

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

На данном рисунке показана схема теплореле с обозначением выводов и элементов управления. Кнопка «Испытание служит для контроля работоспособности механизма.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Кнопка «Стоп» служит для ручного выключения устройства защиты.

Электромагнитный пускатель тепловая защита часть №3.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Функция «Вторичный взвод» позволяет по новому запустить электрический двигатель после срабатывания защиты. Многие ТР поддерживают 2 варианта – автоматизированный (возвращение в исходное состояние происходит после того как остынет биметаллических пластин) и ручной взвод, требующий непосредственного действия оператора для нажатия подобающей кнопки.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Управление повторным взводом
Уставка тока срабатывания дает возможность сделать выбор значения перегрузки, при котором реле отключит катушку пускателя, который обесточит электрический двигатель.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Регулировка уставки срабатывания относительно метки
При подборе устройства защиты необходимо помнить, что по аналогичности с автоматизированным выключателем у теплореле также есть времятоковая характеристика.

Другими словами, при превышении уставленного тока на определённое значение, выключение случится не сразу, а по истечению некоего времени. Быстрота срабатывания зависит от кратности увеличения тока уставки.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Графики времятоковой характеристики
Разнообразные графики соответствуют характеру нагрузки, количеству фаз и режиму температур.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Как видно из графиков, при двукратном превышении нагрузки может преодолеть больше минуты времени, перед тем, как защита сработает. Если же подобрать ТР недостаточно мощным, то мотор может не успеть разогнаться при многократном стартовом превышении уставки тока перегрузки.

Также у конкретных теплореле есть флажок срабатывания защиты.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Защитное закрывающееся стекло служит одновременно для нанесения маркировки и защиты настроек с помощью пломбирования,

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Защита настроек и маркировка

Важные характеристики

Каждое ТР имеет индивидуальные технические свойства (ТХ). Реле необходимо подбирать согласно свойствам по нагрузке и условиям использования во время работы электрического двигателя или иного потребителя электрической энергии:

  1. Значение Iн.
  2. Диапазон регулировки I срабатывания.
  3. Напряжение.
  4. Дополнительное управление работой ТР.
  5. Мощность.
  6. Граница срабатывания.
  7. Чувствительность к фазному перекосу.
  8. Класс выключения.

Номинальное значение тока – значение I, на которое рассчитано ТР. Подбирается по значению Iн потребителя, к которому конкретно подсоединяется.

Более того, необходимо подбирать с запасом по Iн и руководствоваться следующей формулой: Iнр = 1.5 * Iнд, где Iнр – Iн ТР, который должен составлять более минимального тока мотора (Iнд) в 1.5 раза.
Граница регулировки I срабатывания считается одним из основных параметров устройства термозащиты.

Обозначение данного параметра считается диапазоном регулировки значения Iн. Напряжение – значение силового напряжения, на которое рассчитаны контакты реле; при превышении допустимой величины случится выход из строя устройства.
Определенные виды реле снабжены отдельными контактами для управления работой устройства и потребителя.

Мощность – это один из ключевых показателей ТР, которое определяет мощность на выходе подключенного потребителя или группы потребителей.
Граница срабатывания или предел срабатывания считается показателем, зависящим от минимального тока. Как правило его значение находится в диапазоне от 1,1 до 1,5.

Чувствительность к фазному перекосу (асимметрии фаз) показывает процентное соотношение фазы с перекосом к фазе, по которой течет минимальный ток нужной величины.
Класс выключения – параметр, представляющий усредненное время срабатывания ТР в зависимости от кратности тока уставки.

Главной характеристикой, по которой необходимо подбирать ТР, считается зависимость времени срабатывания от тока нагрузки.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Подключение и установка ТР

В основном, современные теплореле имеют защиту по всем трем фазам, в отличии от популярных во времена СССР теплореле, имеющих определения ТРН, где контроль тока производился только в 2-ух проводах, идущих к электрическому двигателю.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Теплореле ТРН с контролем тока только в 2-ух фазах
По типу подсоединения теплореле можно поделить на два вида:

  • Ставящиеся рядом с магнитным контактором, и подключаемые с помощью перемычек (ТРН, РТТ).
    Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

    Реле РТТ, подключенное с помощью жёстких пластинчатых перемычек

  • Устанавливаемые конкретно на пускатель магнитного контактора (самые новые модели).
    Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

    Реле ставится конкретно на контакторе

Входные токопроводящие выводы в самых новых моделях одновременно являются частью крепежа теплореле к пускателю магнитного контактора. Они ставятся в выходные дни клеммы пускателя.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать
Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Подключение теплореле к пускателю
Как видно из фото внизу, в определенных пределах можно менять расстояние между выводами, чтобы приспасабливаться под разные варианты пускателей.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Подстройка выводов под клеммы пускателя
Для добавочной фиксации ТР учтены подходящие выступы на самом устройстве и на контакторе.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Крепежный элемент на корпусе теплореле

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Специализированный паз крепления на контакторе

Механика теплореле

Есть множество разновидностей ТР, но рабочий принцип у них одинаков – при протечке увеличенного тока через биметаллические пластины они искривляются и влияют через систему рычагов на спусковой механизм контактных групп.
Рассмотрим например устройство теплореле LR2 D1314 фирмы «Schneider Electric».

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

ТР в разборном виде
Условно такое устройство можно поделить на 2 половины: блок биметаллических пластин и система рычагов с контактными группами.

Биметаллические пластины состоят из 2-ух полос разных сплавов, скреплённых в одну конструкцию, имеющих различный тепловой показатель увеличения.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Изгибающаяся биметаллическая пластина
Благодаря неодинаковому расширению при больших значениях тока такая конструкция становится шире неровно, что заставляет ее выгибаться.

При этом один конец пластины зафиксирован неподвижно, а подвижная часть действует на систему рычагов.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Система рычагов
Если убрать рычаги, то будут заметны контактные группы теплореле.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Коммутационный узел ТР
Не рекомендуется тут же включать теплореле после срабатывания и по новому запускать электрический двигатель – пластинам необходимо время, чтобы остынуть и вернуться в круги своя.

Также, будет благоразумней сначала определить причину срабатывания защиты.

Назначение

Тут же хочется сказать про то, что есть самые разные виды и типы теплореле и поэтому область использования каждой спецификации своя собственная. Кратко побеседуем о назначении главных разновидностей устройств.

РТЛ — трехфазное, предназначается для спасения электрического двигателя от перегрузок, перекашивания фаз, затянутого пуска или заклинивания ротора. Крепят на контакты контакторы ПМЛ или как самостоятельное устройство с клеммами КРЛ.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

РТТ — на три фазы, предназначаются для спасения короткозамкнутых двигателей от токов перегрузки, перекашивания фаз, заклинивания ротора мотора, затянутого запуска механизма. Может крепиться на ПМА и ПМЕ контакторы, а еще своими силами ставиться на панели.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

РТИ — оберегают мотор который работает от электричества от перегрузки, асимметрии фаз, длинного пуска и заклинивания машины. Трехфазное теплореле, фиксируется на контакторы серии КМТ и КМИ.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

ТРН — двухфазное реле, контролирует рабочий режим и пуска, имеет только ручной возврат контактов, работа устройства мало зависит от температуры воздуха.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Твердотельные трехфазное реле, не имеют подвижных деталей, не зависят от состояния внешней среды, используют во взрывоопасных местах. Наблюдает за током нагрузки, разгоном, обрывом фаз, заклиниванием механизма.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

РТК — контроль температуры происходит щупом, размещенным в корпусе электрической установки. Собой представляет термо реле, и контролирует всего один параметр.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

РТЭ — реле плавления сплава, электропроводящий проводник сделан из металлического сплава, при конкретной температуре плавится и механически рвет цепь. Данное теплореле встраивается конкретно в контролируемое устройство.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Как видно из нашей публикации, есть огромное разнообразие контроля за состоянием электрических установок, выделяющихся типом и наружным видом, но одинаково выполняющих защиту электрического оборудования.

Процесс подсоединения

Ниже приведена схема подсоединения ТР с обозначениями. На ней можно найти уменьшение КК1.1. Оно означает контакт, который в обычном состоянии считается замкнутым.

Силовые контакты, через которые ток поступает на мотор обозначены сокращением KK1. Автоматизированный выключатель, который находится в ТР отмечен как QF1. При его задействовании происходит подача питания по фазам.

Фаза 1 управляется индивидуальной клавишей, которая отмечена маркировкой SB1. Она делает аварийную ручную остановку во время появления чрезвычайной ситуации. От нее контакту уходит на кнопку, которая гарантирует пуск и отмечена сокращением SB2.

Дополнительный контакт, который отходит от клавиши пуска, будет в дежурном состоянии. Когда создается пуск, тогда ток от фазы через контакт поступает на магнитный контактор через катушку, которая отмечается KM1. Происходит срабатывание контактора.

При этом те контакты, которые в нормальном положении являются разомкнутыми замыкаются и наоборот.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Когда замыкаются контакты, которые на схеме находятся под сокращением KM1, тогда происходит включение трех фаз, которые пускают ток через теплореле на обмотки мотора, который включается в работу. Если сила тока будет расти, тогда из-за воздействия контактных площадок ТР под сокращением KK1 случится отключение питания трех фаз и контактор обесточивается, а исходя из этого останавливается и мотор.

Обыкновенная остановка потребителя в режиме принудительном выполняется при помощи воздействия на кнопку SB1. Она рвет первую фазу, которая прекратит подачу напряжения на контактор и его контакты разомкнутся.

Ниже на фото можно заметить импровизированную схему включения.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Существует еще одна предполагаемая схема подсоединения этого ТР. Разница состоит в том, что контакт реле, который в обычном состоянии считается замкнутым при срабатывании рвет не фазу, а ноль, который уходит на контактор.

Ее используют очень часто в силу экономности при выполнении установочных работ. В процессе нулевой контакт подводится к ТР, а с иного контакта устанавливается перемычка на катушку, которая запускает пускатель.

При срабатывании защиты происходит отключение питания нулевого провода, что приводит к отключению пускателя и мотора.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Реле может быть смонтировано в схему, где рассчитано реверсивное движение мотора. От схемы, которая была приведена выше отличие состоит в том, что есть НЗ контакт, в реле, которое обозначено KK1.1.

Тепловое реле для электродвигателя принцип работы, устройство, как выбрать

Если реле срабатывает, тогда происходит разрыв нулевого провода контактами под обозначением KK1.1. Контактор обесточивается и прекращает питания мотора.

В неотложной ситуации кнопка SB1 поможет быстро порвать цепь питания, чтобы остановить мотор.

Резюме

Схемы, на которых будет изображаться принцип подсоединения реле к пускателю, могут иметь иные буквенные или цифровые определения. Очень часто их расшифровка приводится внизу, однако принцип всегда остается одинаковым.

Можно немного потренироваться, собрав всю схему с потребителем в виде лампочки или маленького мотора. При помощи тестовой клавиши можно будет отработать специфическую ситуацию.

Клавиши запуска и остановки позволят проверить трудоспособность всей схемы. При этом нужно непременно иметь в виду вид контактора и то, в каком обычном состоянии находятся его контакты.

Если есть конкретные сомнения, тогда лучше проконсультироваться с электромонтажником, который имеет навык в сборке подобных схем.

Советы по выбору

При подборе прибора нужно ориентироваться на сферу его применения, а еще имеющийся функционал. Трудностей с поиском необходимого защитного устройства фактически никогда не появляется.

Акцентированное внимание в данное время необходимо выделить следующим моментам:

  • Однофазные ТР с автоматизированным сбросом возвращаются в исходное состояние по окончании конкретного отрезка времени. Если электрический двигатель в данный момент еще перегружен, прибор сработает еще раз.
  • Реле, имеющие систему компенсации температуры воздуха, могут работать в большом диапазоне температур.
  • Многие модели приборов обладают способностью контролировать состояние фаз. Они сработают не только во время перегрева мотора, но еще, если был обнаружен обрыв фаз, их разворот либо неуравновешенность.
  • Есть ТР, которые способны включаться при недогрузке электрического оборудования. Такая ситуация возможна, к примеру, когда насос начал работать всухую.

Стоимость реле находится в большом диапазоне цен. При выборе прибора необходимо хорошо изучить его технические свойства.

В паспорте можно еще найти и советы по подключению ТР. Тем не менее, данный процесс не считается сложным, и проблемы появляются очень нечасто.

Кол-во блоков: 10 | Общее кол-во символов: 17696
Кол-во использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

Related Posts