Проверяем психологическую готовность ребёнка к обучению в школе – лучшие методики

Содержание
  1. Что такое психологическая готовность ребенка к школе – портрет безупречного ученика
  2. Что обязано насторожить родителей?
  3. Как проверить психологичную готовность ребенка к школе – отличные методики и тесты
  4. Куда обращаться при проблемах психологической готовности ребенка к школе?

Уровень готовности ребенка к школе складывается из нескольких одинаково главных элементов: физическая готовность, общественная, психологическая. Последняя, со своей стороны, делится еще на несколько элементов (личностную, интеллектуальную и волевую). Про них, как о самых основных, и пойдёт речь.

Что такое психологическая готовность ребенка к школе – портрет безупречного ученика

Такой элемент, как психологическая готовность к школе, собой представляет очень многогранный фактор, предполагающий присутствие у ребенка готовности к получению новых знанийи к тому же поведенческих, бытовых и других способностей. Разбираемся…

Интеллектуальная готовность. Она состоит из таких составляющих:

  • Любознательность.
  • Уже имеющийся запас способностей/знаний.
  • Хорошая память.
  • Большой кругозор.
  • Развитое воображение.
  • Логическое и образное мышление.
  • Осознание основных закономерностей.
  • Сенсорное развитие и небольшая моторика.
  • Речевые умения, достаточные для обучения.

Маленький дошкольник должен…

  • Знать — где он живет (адрес), ФИО родителей и сведения об их работе.
  • Уметь сказать про то, каков состав его семьи, какой образ ее жизни и др.
  • Уметь говорить и делать выводы.
  • Владеть информацией о временах года (месяцы, часы, недели, их очередность), про мир который находится вокруг (флора и фауна в регионе проживания ребенка, самые популярные виды).
  • Ориентироваться во времени/пространстве.
  • Уметь систематизировать и обобщать информацию (к примеру, яблоки, груши и апельсины — это фрукты, а носки, футболки и шубы — одежда).

Чувственная готовность.

Такой критерий развития предусматривает преданность к обучению и осознание, что исполнять придется и те задания, к которым душа не лежит. Другими словами…

  • Соблюдение режима (дня, школьного, питания).
  • Способность адекватно воспринимать критику, делать выводы по результатам обучения (не всегда позитивным) и искать возможности для исправления ошибок.
  • Способность устанавливать цель и достигать ее, не обращая внимания на препятствия.

Личностная готовность.

Одна из наиболее больших трудностей в школе для ребенка — общественная привыкание. Другими словами, готовность к знакомству с новыми ребятами и педагогами, к преодолению трудностей во взаимоотношениях и др. Ваш ребенок должен уметь…

  • Работать в коллективе.
  • Разговаривать с детьми и взрослыми, различными по характеру.
  • Покоряться старшим «по званию» (учителя, воспитатели).
  • Отстаивать собственное мнение (при контакте с ровесниками).
  • Искать компромисс в спорных ситуациях.

Что обязано насторожить родителей?

Уровень развития ребенка предусматривает соответствие «зоны близлежащего развития» чада программе обучения (партнерство ребенка со взрослыми должно давать конкретные результаты). При невысоком уровне этой «зоны» относительно той, что необходима для освоения программы начальной школы, ребенка признают психологически неготовым к учебе (он просто не будет способен запомнить материал). Процентное соотношение малышей, не готовых к учебе, на данное время очень велико — у более 30% семилетних детей отмечается несформированность как минимум одного компонента психологической готовности. Как понять, что ребенок не готов к школе?

  • По проявлениям его детской непосредственности.
  • Не умеет слушать — перебивает.
  • Отвечает без поднятия руки, одновременно с другими детьми.
  • Нарушает общую дисциплину.
  • Не способен 45 минут просидеть на одном месте, слушая взрослого.
  • Имеет завышенную самомнение и не способен адекватно воспринимать замечания/критику.
  • Не интересуется происходящим в классе и не способен слышать учителя, пока тот не обратится конкретно к ребенку.

Необходимо выделить, что мотивационная незрелость (отсутствие стремления к учебе) оказывается основой существенных пробелов в знаниях со всеми вытекающими результатами.

Признаки умственной неготовности к учебе:

  • Вербализм: весьма большой уровень развития речи, хорошая память, большой словарный запас («вундеркинды»), но неспособность к партнерству с детьми и взрослыми, недостаточность включения в общую практичную деятельность. Результат: неумение работать по шаблону/образцу, неспособность соотношения заданий и собственных действий, одностороннее развитие мышления.
  • Страх, тревожность. Или страх сделать погрешность, осуществить плохой поступок, который снова приводит к раздраженности взрослых. Прогрессирующая тревожность ведет к закреплению комплекса неуспешности, к уменьшению самооценки. В данном случае все может зависеть от родителей и адекватности их требований к ребенкуи к тому же от педагогов.
  • Демонстративность. Эта характерность предусматривает высокие потребности ребенка во всеобщем внимании и успехе. Главная проблема — дефицит похвалы. Таким детям стоит искать возможности для их самореализации (без назиданий).
  • Уход от реальности. Этот вариант встречается при комбинировании тревожности и демонстративности. Другими словами, высокая необходимость во всеобщем внимании с неспособностью ее выразить, осуществить из-за причины страха.

Как проверить психологичную готовность ребенка к школе – отличные методики и тесты

Определить — готово ли чадо к школе — можно при помощи конкретных методик (хорошо, минуса в них нет), как своими силами дома, так и на приеме у специалиста. Разумеется, готовность к школе — это не только способность соединять, отнимать, писать и читать. Актуальны все элементы готовности для адаптации к новым условиям.

Итак, довольно востребованные методики и тесты — определяем уровень развития ребенка.

Тест Керна—Йирасека.

  • Проверяем: визуальное восприятие ребенка, его уровень развития моторики, сенсомоторную координацию.
  • Задание №1. Рисунок фигуры по памяти (мужчины).
  • Задание №2. Срисовывание письменных букв.
  • Задание №3. Срисовывание группы точек.
  • Оценка результата (5-балльная шкала): высокое развитие — 3-6 баллов, 7-11 баллов — усредненное, 12-15 баллов — ниже нормального значения.

Метод Узор Л.И. Цеханской.

  • Проверяем: сформированность умения осознанно покорять требованиям собственные действия, способность слушать взрослого.
  • Суть метода. В 3 ряда размещаются фигуры: треугольники сверху, квадраты внизу, круги — в середине. Задача — изобразить узор, с большим вниманием соединяя квадраты с треугольниками через круги в порядке (по правилам), определяемом учителем.
  • Оценка. Правильная — при согласии соединений диктанту учителя. За разрывы линий, пропуски, лишние соединения — очки минусуются.

Графический диктант Д.Б. Эльконина.

  • Проверяем: сформированность умения осознанно покорять требованиям собственные действия, способность слушать учителя, способность ориентироваться на образец.
  • Суть метода: на листе в клетку ставят 3 точки, с которых приступают к воспроизведению узора по правилам учителя. Линию прерывать нельзя. Другой узор ребенок рисует своими силами.
  • Результат. Точность рисунка под диктовку — это способность слушать, не отвлекаясь на раздражители. Точность самостоятельного рисунка — степень самостоятельности ребенка.

Рисование по точкам А.Л. Венгера.

  • Проверяем: уровень ориентировки на конкретную систему требований, исполнение задания с одновременной ориентировкой на образец и восприятием на слух.
  • Суть метода: воссоздание фигур-образцов путем соединения точек линиями по заданному правилу.
  • Задача: точное воссоздание образца без нарушение правил.
  • Оценка результата. Оценивают тест при помощи суммарного балла за 6 задач, который уменьшается исходя из этого качеству выполнения задания.

Методика Н.И. Гуткиной.

  • Проверяем: психологичную готовность ребенка и ее основные элементы.
  • Суть метода: 4 части программы для оценки нескольких сфер развития крохи — свободная, речевая, на развитие интеллектаи к тому же мотивационно-потребностная.
  • Сфера мотивационно-потребностная. Тут используется метод определения преобладающих мотивов и беседа на предмет обнаружения внутренней позиции грядущего ученика. В первом варианте ребенок приглашается в комнату с игрушками, где воспитатель предлагает ему прослушать интересную сказку (новую). На самом интересном моменте сказку прерывают и рекомендуют ребенку выбор — дослушать сказку либо сыграть. Исходя из этого, ребенок с познавательным интересом подберет сказку, а с игровым — игрушки/игру.
  • Интеллектуальная сфера. Ее проверяют при помощи методик «Сапожки» (в картинках, для определения логического мышления) и «Очередность событий». Во второй методике также используются картинки, по которой следует реконструировать очередность действий и составить маленькой рассказ.
  • Звуковые прятки. Взрослый с ребенком формируют звук, который они будут искать (с, ш, а, о). Дальше воспитатель называет слова, а ребенок отвечает — есть ли искомый звук в слове.
  • Домик. Ребенок должен срисовать домик, отдельные элементы которого состоят из частей прописных букв. Результат зависит от способности ребенка к копированию образца, от внимательности, тонкой моторики.
  • Да и нет. По мотивам всем популярной игры. Ребенку задают вопросы, которые его провоцируют на ответ «да» либо «нет», которые говорить запрещено.

Методика Дембо-Рубинштейн.

  • Проверяем: самомнение ребенка.
  • Суть метода. На нарисованной леснице ребенок рисует собственных друзей. Сверху — самые хорошие и позитивные парни, внизу — те, кто выделяется не самыми хорошими качествами. После этого ребенку необходимо найти на данной леснице место и для себя.

Также маме с папой стоит дать ответ себе на вопросы (о социальной адаптации):

  • Способен ли ребенок своими силами ходить в социальный санузел.
  • Способен ли он лично справиться со шнурками/молниями, со всеми пуговицами, обуться-одеться?
  • Уверенно ли чувствует себя вне дома?
  • Хватает ли усидчивости? Другими словами, какое количество времени выдержит, сидя на одном месте.

Куда обращаться при проблемах психологической готовности ребенка к школе?

На уровень готовности ребенка к школе необходимо обратить внимание не в августе, в начале занятий, а намного до недавнего времени, чтобы успеть поправить недочеты и максимально приготовить чадо к другой жизни и новым нагрузкам. Если родители выявили проблемы, касающиеся психологической неготовности собственного ребенка к учебе, нужно обратиться к детскому психологу для индивидуальных консультаций. Мастер подтвердит/опровергнет родительские боязни, порекомендует, что дальше делать, и, может быть, подскажет отложить учебу на год. Не забывайте, развитие должно быть правильным! Если вам решительно говорят, что ребенок к школе не готов, имеется смысл прислушаться.

Источник: colady.ru

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.