Правила заправки бытовых газовых баллонов на АГЗС нормы и требования по обеспечению безопасности

Содержание
  1. 14. Требования безопасности при заправке газобаллонных автомобилей
  2. Правила заправки бытовых баллонов с газом на АГЗС: нормы и требования по безопасности
  3. А что говорит законодательство?
  4. Опасность наполнения баллонов на АГЗС без лицензии
  5. Особенности и виды баллонов для хранения газа
  6. Освидетельствование баллонов. Как выяснить служебный срок
  7. Почему не нужно заправлять на обыкновенных АГЗС ?
  8. Услуги газонаполнительных станций
  9. Правила заправки баллонов
  10. Что лучше: обмен или заправка?
  11. Порядок замены, безопасность при перевозке
  12. Несколько ключевых моментов по эксплуатированию
  13. Выводы и полезное видео по теме
  14. АГЗС: эксплуатируем в рамках закона

14. Требования безопасности при заправке газобаллонных автомобилей

14.1. При наполнении баллонов на АГЗС обязаны производится требования правил устройства и неопасной эксплуатации сосудов, которые работают под давлением.
14.2. Заправка газобаллонных автомобилей выполняется согласно производственной инструкции.
За технической исправностью баллонов газобаллонных автомобилей и сроками их освидетельствования должен наблюдать автовладелец.
Балоны подлежат освидетельствованию 1 раз в 2 года.
14.3. Перед заполнением автомобильных баллонов контролируются путевой (маршрутный) лист с отметкой о проверке баллонов или удостоверение с талоном на право вождения газобаллонного автомобиля.

  • название автомобиля;
  • номер автомобиля;
  • заводской номер баллона;
  • емкость баллона в л;
  • дата будущего технического освидетельствования баллона;
  • отметка о регистрации.

14.5. На баллоне, установленном на автомобиле, обязаны быть выбиты и заметны:

  • товарный символ завода-изготовителя;
  • номер баллона (заводской);
  • практическая масса порожнего баллона (кг) в согласии с госстандартом или ТУ на их изготовление;
  • дата (месяц, год) изготовления и год следующего освидетельствования;
  • рабочее давление (Р), МПа;
  • пробное гидравлическое давление (П), МПа;
  • вместительность баллона (л) в согласии с госстандартом или ТУ на их изготовление;
  • номер стандарта на их изготовление.

14.6. Балоны, установленные в качестве начальных емкостей для СУГ на автомобилях, обязаны быть прочно укреплены и плотно присоединены к газопроводам.
14.7. Не разрешается заправлять СУГ установленные на автомобилях балоны, у которых:

  • истек срок периодического освидетельствования;
  • нет установленных надписей;
  • не исправлены вентили и клапаны;
  • повреждён корпус баллона (раковины, забоины, коррозия, вмятины);
  • ослаблено крепление баллона;
  • имеются утечки из соединений.

14.8. Наполнение баллонов автомобиля СУГ выполняется при выключенном двигателе автомобиля.
Включать мотор разрешается после отделения рукава и установки заглушки на заправочное устройство.
Перед въездом автомобиля на территорию АГЗС на заправку пассажиры высаживаются.
14.9. Степень наполнения баллона определяется вентилем контроля самого большого наполнения или клапана-отсекателя.

Переполнение баллона не разрешается.
При выявлении неплотностей в газовом оборудовании автомобиля или переполнении баллона газ из него сливается в резервуар.
14.10. При заправке газобаллонных автомобилей СУГ следует:

  • если мотор заправленного газом автомобиля при пуске даёт перебои, его необходимо заглушить и откатить автомобиль от заправочной колонки на расстояние не менее 15 м;
  • не переводить автомобильный двигатель с одного вида топлива на другой на территории АГЗС;
  • не делать регулировку и ремонт газовой аппаратуры газобаллонных автомобилей на территории АГЗС;
  • не создавать на заправочной колонке давление, превышающее рабочее давление баллона;
  • не натягивать соединения на баллонах и коммуникациях;
  • не оставлять заправочные колонки и машины без надзора;
  • не делать выброс СУГ из баллонов в атмосферу при переполнении.

Правила заправки бытовых баллонов с газом на АГЗС: нормы и требования по безопасности

Баллон с газом на даче или в доме, находящемся за городом – явление обычное, но очень хлопотное. Ведь запас голубого топлива в них придется иногда воссоздавать, выполняя правила заправки бытовых баллонов с газом на АГЗС.

Да и сами балоны должны подходить особенным условиям.
Все о нормах и требования к заправке резервуаров сжиженным газом вы узнаете из представленной нами статьи. Мы поговорим про то, какие балоны подходят для заправки и дальнейшего использования, где и как ее лучше произвести.

Предупредим о проблемах, очень часто сопутствующих этому мероприятию.

А что говорит законодательство?

Заправки, газораспределительные станции и прочие объекты газоснабжения относятся к очень сложной эксплуатационной категории. Законодательство учитывает суровые правила безопасности, в согласии с которыми делаются все действия на объектах и находящейся рядом территории.

Хранение и эксплуатацию баллона с газом в бытовой области поясняет распоряжение Правительства РФ от 26.12.2016 г. №1498. Оно регламентирует предоставление услуг ЖКХ и эксплуатацию общего имущества. В одном из пунктов описаны вопросы покупки, заправки и обмена бытовых баллонов с газом.

Важные важные моменты, важные для всех видов баллонов с газом:

  • баллон должен быть исправным;
  • иметь неистекший срок годности;
  • продажа выполняется только в специализированных лицензированных пунктах;
  • заправка проходит на «газонаполнительных станциях».

Отсюда следует, что на обыкновенных автомобильных АГЗС заправка воспрещена правилами устройства и применения оборудования, работающего под давлением. И это не каприз законодательства, а настоящий акт заботы о гражданах.

Опасность наполнения баллонов на АГЗС без лицензии

А дело все в том, что домашние и автомобильные балоны выделяются по устройству: последние имеют особые отсекатели, не разрешающие переполнить резервуар.
Система газоподачи выключается автоматично при достижении нормы (не выше 85%). А в баллонах, назначением которых считается бытовое применение, подобных отсекателей не рассчитано.

Очередной нюанс – автомобильные системы заполняются в литрах, а домашние – в килограммах.
В лицензионных «газонаполнительных станциях» данный вопрос решается просто – баллон наполняется на весах.

Все выполняется с учетом количества остатков и вновь поданного газа. Сам резервуар обязательно исследуется на утечку, эксплуатационный период, наличие остатков тяжёлых фракций.
С 2017 года на обыкновенных заправках для авто бытовые баллоны с газом заправлять перестали.

С одной стороны ясно, что после нескольких ЧП со взрывами внимание на данную проблему обратили государственные органы. Впрочем со второй – решить ее до конца пока не смогли из-за минуса лицензионных пунктов.

И если при обращении на автомобильную АГЗС вам наполнят баллон, знайте: законодательство нарушаете и вы, и заправочный пункт.
Рассмотрим, какие же законные возможности по наполнению баллона газом мы имеем, какие есть главные правила, согласно которым делают заправки бытовых баллонов с газом на АГЗС , а еще иную существенную информацию по эксплуатированию оборудования которое работает на газу со снимающимся носителем.

Особенности и виды баллонов для хранения газа

Производителями выпускаются несколько типов стальных баллонов различного объема: 5, 15, 25 и 50 литров. Вес – от 4 до 22 кг. К примеру, баллон на 50 литров весит 44 кг.

В наше время разработаны и выпускаются балоны, сделанные из полимерных материалов на основе композитов в объемах 14 или 33 литра.

Типы резервуаров для применения в бытовых условиях

По материалу, из которого изготовлен корпус, балоны для домашнего применения разделяют на следующие группы:

  1. Стальные балоны – долговечные и прочные. Их уязвимый момент сварочные швы, благодаря этому при приобретении и освидетельствовании обследованию сварочных швов уделяют пристальное внимание. Рекомендуется правильно выбирать место для установки оборудования, исключая места большой влажности, чтобы не подвергать коррозии модели которые сделаны из стали.
  2. Композитные емкости. Это очень современный вариант. Композитный баллон с газом также очень прочный, стоит в 2-3 раза дороже за счёт большой стоимости материалов, содержащих стеклохолст. Увеличивает крепость добавочная защита корпуса.

Полимерные балоны легче перевозить, так как они меньше весят и меньше подвержены деформации при ударах или падении. Дополнительное хорошее качество полимерного оборудования – высокая термоустойчивость . Оно может находиться рядом с огнём.

Как дополняют друг друга цвет и назначение?

По правилам ГОСТ, цвет баллона определяет их назначение:

  • белые с жёлтыми надписями наполняют ацетиленом;
  • красные – для пропана;
  • голубые – для медицинского или привычного кислорода;
  • в темно-зеленых хранят водород;
  • в серых с черными элементами – закись азота.

Для применения в наших домашних условиях и постоянного пополнения запасов сжиженного горючего подойдут только резервуары в красном цвете с подобающей маркировкой.

Освидетельствование баллонов. Как выяснить служебный срок

Домашние балоны для пропана – это железные герметичные емкости конкретного объема для хранения газа. Материал изготовления – сплав из стали с добавками хрома и молибдена.

От завода-изготовителя они попадают в свободный оборот. Используются в специальных компаниях в качестве оборудования, на фирмах, в бытовых условиях у населения.
Каждый баллон сопровождается выдачей бумажного паспорта от завода-изготовителя.

Данные дублируются в виде железных надписей с обратной стороны корпуса, рядом с клеймом предприятия.
Техсостояние баллонов должно строго контролироваться согласно ГОСТ 15860.

Чтобы узнать возможность дальнейшего использования, проходит процедура освидетельствования.
При условиях освидетельствования 1 раз в 5 лет:

  • изделия, выпущенные до недавнего времени февраля 2014 года, как правило прослужат до 40 лет;
  • изделия, которые изготовлены после 1 февраля 2014 года – до 20 лет.

На «металлическом паспорте» указывается дата выпуска изделия, объем, вес, дата последнего освидетельствования. По правилам пользования балоны без железных паспортов либо с нечеткими надписями не заправляются и не подлежат обмену.

И это правильно. «Жизнь» каждого баллона течет по-разному: какие-нибудь изделия находятся в систематическом использовании, иные могут годами пылиться в гараже, чтобы в определенный момент быть использованными для конкретных целей.
Необходимо помнить про то, что неисправное оборудование для хранения опасных субстанций (газа) может принести беду.

Почему не нужно заправлять на обыкновенных АГЗС ?

Вопрос про то, можно ли заправлять газовые бытовые баллоны на АГЗС, необходимо рассмотреть более детально. По закону продавать сжиженный газ можно лишь в особенных оснащенных пунктах.

Однако многие автомобильные заправки в обход закона пытаются на этом заработать.

Почему на АГЗС Костаная заправляют бытовые газовые баллоны?

Приобретая газ на подобной заправке, потребители должны не забывать не только о юридической ответственности, но и об опасности, которую таит в себе неверно заправленный баллон.

  • емкость не исследуется на наличие утечки;
  • контроль освидетельствования, а это означает, исправности, не проходит;
  • но самое основное – на автомобильных заправках нет возможности проверить наполняемость, предусмотренную утвержденным нормативам (85% от объема).

Свободная территория создаёт «паровую шапку», предотвращающую увеличение газа. К примеру, при нагреве под солнцем.

Сколько жидкой субстанции нужно, легко высчитать, разделив номинальный объем на 1,43. Допустим, для баллона, рассчитанного на 22 литра, необходимо прибавить 15,38 литров сжиженного газа.
Если отсекателя нет, работа проходит буквально «на глаз», благодаря этому велика возможность переполнения емкости, а это означает, возрастания возможности катастрофического риска.

Благодаря этому прежде чем заправить пустой баллон с газом на АГЗС , поймете, что пункт имеет для этого необходимое оборудование, в том числе весы для взвешивания. Но лучше заполнять емкости на специализированных газонаполнительных станциях, чтобы гарантированно обеспечить контроль веса.

Услуги газонаполнительных станций

Заправка газовых баллонов

Это компании, осуществляющие заправку газа в любые позволенные емкости. Газонаполнительная станция должна быть укомплектована особенным оборудованием, определяющим способ заправки газом.

Есть три способа заправки газом:

  • насосный;
  • насосно-компрессионный;
  • насосно-испарительный.

Само наименование оборудования говорит за себя. Это насосы, воздушные нагнетатели для создания очень высокого давления, атомайзер, нагреватель для обеспечения очень высокого давления. Также обязаны быть: вытяжки, емкости для хранения газа, тех. оснащение (измерители плотности, дозаторы).

Мобильная модульная станция – вариант маленькой газораспределительной станции для заправки кислородных баллонов, очень часто применяется для медучреждений или строительных фирм, которые применяют кислород при проведении работ по сварке.

На больших станциях применяются посты наполнения баллонов с электронными весовыми установками, включающими заводской контроллер и клапан газоподачи. Во время установки баллона на грузовую приемную платформу весов автоматично крепится кол-во остатков и масса нового поступления.

При достижении необходимого объема, поставленного заблаговременно на электронном блоке, газоподача автоматично заканчивается.

Правила заправки баллонов

К заправке обычного баллона предъявляют требования безопасности. Обязательная маркировка «сжатый газ» и специализированная наклейка сообщают о взрывоопасности.

Оборудование обязательно обязано быть проверенным по таким показателям:

  • исправность;
  • наличие остаточного давления;
  • недостатки клапана или вентиля;
  • наличие ржавчины на поверхности, отслоение материала;
  • вмятины или повреждения.

Перед заправкой из баллона убирается конденсат и остатки газа, он исследуется на исправность.
На специальных станциях применяется инвентарь – шланг что бы поступить газа с клапанами, переходником – адаптером .

Что лучше: обмен или заправка?

Получить газовый баллон, важным для работы котла на газу, плиты, линий освещения снаружи и т.д., можно двумя вариантами: заправить собственную емкость или поменять ее на иную, уже заправленную.
В первом варианте балоны оставляются на станции на 1-2 дня, покупатель получает собственную полную тару.
В другом – быстрый обмен пустой емкости на заполненную. Потребители сами способны сделать выбор, каким вариантом пользоваться. Второй способ быстрее, впрочем вы получаете постороннее оборудование, возможно, не самое новое.

Цена зависит от варианта и объема газов. Типовый случай: 200-300 рублей.

Какие проблемы могут стеречь при заправке

Маленькие детали, которые необходимо помнить о наполнении баллонов с газом:

  1. Некоторые китайские балоны имеют тонкие стенки. Они не рассчитаны на высокие нагрузки. Необходимо помнить, что доступное оборудование может не окупиться из-за большого риска.
  2. Активные газы предрасположены к возгоранию и взрывам, благодаря этому со всей внимательностью необходимо наблюдать за объемом (85%) при наполнении пропаном, кислородом, метаном.
  3. Для пользования бытовым газом при низкой температуре лучше применять зимние смеси пропан бутана, с преимуществом пропана, так как бутан непригоден для зимней эксплуатации.

Для того чтобы предупредить появление указанных проблем и рисков, сопутствующих пополнению запаса сжиженного взрывоопасного вещества, нужно заблаговременно взвесить процесс и учесть все тонкости.

Замена баллона новым, ремонт

Со временем баллон снашивается, может выходить из строя вентиль, поверхность начнет слоиться. Практически в любом городе есть пункт замены или ремонта баллонов. Вы можете отдать старое и получить новое изделие, с доплатой приблизительно от 1500 рублей.

Это хорошая замена покупке нового оборудования.
Если вентиль подлежит ремонту, его ремонтируют или полностью меняют.

Сам баллон могут зашкурить и покрыть краской. Стоимость нового пустого баллона для пропана: от 2,500 до 600 рублей, в зависимости от материалов изготовителя.

Порядок замены, безопасность при перевозке

Конструкция баллонов отличается по наличию закрывающего клапана КБ-2 или технического вентиля ВБ-2 по ГОСТ 21804–94. В вариантах с клапаном есть быстросъемный редуктор, понижающий давление при появлении пламени.

Редуктор фиксируется к магистральному шлангу через патрубок для соединения с меньшим монтажным хомутом:

  • К баллону с клапаном редуктор фиксируется натягиванием на горловину клапана с уплотнительным кольцом.
  • С вентилем соединяется при помощи резьбы на штуцере вентиля, в ином случае – накидной гайкой редуктора. В пунктах замены предоставляется специализированная разовая прокладка.

Если напор газа ощутимо снизился и сходит на «нет», не стоит выжимать его до останней капли:

  1. Выключите газ, перекройте вентиль и начните замену баллона.
  2. Не забывайте, что редуктор имеет левую резьбу. Отвинтите гайку редуктора по часовой стрелке.
  3. Поменяйте баллон.
  4. Приготовьте прокладку из паронита для замены. Закручивать гайку необходимо против часовой стрелки. Баллон должен стоять строго по вертикали (никогда не переворачивайте его).
  5. Обязательно закройте кран старого баллона, выставьте заглушку и защитный колпак. Это важно, так как в баллоне всегда остается некоторый объем газа.

Перекрывайте вентиль всегда, если плита для кухни не работает.
Перевозка баллонов проходит лишь с предохранительными колпаками и заглушками.

Во время перевозки контролируйте, чтобы кран был закрыт и защищен колпаком.

Несколько ключевых моментов по эксплуатированию

Обычные правила смогут помочь комфортно и безопасно пользоваться баллонами на дачах и в коттеджах:

  1. Не курите при замене баллона. Запрещено держать рядом открытый огонь, проверять утечку с помощью огня (зажигалки или спичек).
  2. Держите вентиль полностью открытым, а при выключенных приборах полностью закрытым.
  3. Не нужно допустить работы электрического инструмента в близи с баллоном, чтобы искры проводящих ток щеток ротора не вспыхнули при неприметной утечке газа.

Соблюдение требований по грамотной и хорошей эксплуатации резервуаров с сжиженным газом – норма, гарантирующая безопасность пользователю и находящимся вокруг, а еще сохранность имущества.
С деталями и правилами наполнения газовых баллончиков, требующихся для работы горелок, ознакомит следующая статья.

Советуем к прочтению очень интересную информацию.

Выводы и полезное видео по теме

Заправка пятидесятилитрового баллона. В специальных заправочных станциях есть специальное оборудование.

Балоны обязательно контролируются на цельность, осматривается вентиль. Время заправки – приблизительно 5-10 минут.

Выполняется техника безопасности:

Бережно эксплуатируйте оборудование работающее на газу. Постарайтесь уберечь корпус от ударов, чтобы не позволить утечки газа:


После замены баллона просмотрите и оцените плотность соединений, убедитесь в отсутствии утечек газа.

Можно обмазать соединения пеной от раствора на мыльной основе и посмотреть:

Заправка туристических газовых баллонов Инструкция


Кухонная плита – идеальный вариант для бытового использования, когда централизованный газопровод отсутствует.

Зная, как правильно заправить баллон с газом на АГЗС с сопутствующим оборудованием, создавая технику безопасности при перевозке и эксплуатации, можно создать жизнь удобной и комфортной.
Поделитесь вашим опытом, полученным в ходе заправки бытового баллона самой доступной по стоимости вариацией топлива?

Располагаете полезными сведениями по теме статьи, которыми стоит поделиться с посетителями сайта? Оставляйте, пожалуйста, комментарии в находящемся ниже блоке, задавайте вопросы, размещайте фото.

АГЗС: эксплуатируем в рамках закона

Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) – стационарная АЗС, технологическая система которой необходима исключительно для заправки баллонов топливосистемы грузовых, специализированных и легковых ТС сжиженным углеводородным газом (СУГ) с лишним давлением не больше 1,6 МПа.
В основном, АГЗС обеспечивает прием, хранение газа и заправку автомобильного транспорта, работающего на СУГ.

При этом для заправки ТС применяется техническая смесь бутан-пропана с содержанием пропана до 50%.
К важным функциям АГЗС относятся:

  • заправка автотранспортных средств;
  • учет отпущенного СУГ;
  • хранение запаса СУГ;
  • слив (прием) СУГ из автоцистерн;
  • надзор за техническим состоянием автомобильных баллонов с газом.

В базовый состав технологичной системы АГЗС входят:

  • Резервуары (емкости, газгольдеры) надземные и подземные для хранения и применения СУГ.
  • Газопроводы большого и среднего давления.
  • Насосные установки.
  • Заправочные колонки.
  • Трубопроводная обвязка и другая арматура.
  • Электротехническое оборудование.

Работы на АГЗС – работа, техобслуживание, ремонт и т.д. – регламентируются следующими ключевыми нормами:

  • закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О безопасности промышленности…» и подзаконные нормативно-правовые акты (в части эксплуатации АГЗС как ОПО).
  • Указ Ростехнадзора от 11 декабря 2014 г. № 559 «Об утверждении ФНП «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива».
  • Указ Ростехнадзора от 25 марта 2014 г. № 116 «Об утверждении ФНП «Правила безопасности промышленности опасных объектов производства, на которых применяется оборудование, которое работает под лишним давлением».
  • закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ».
  • закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
  • СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности».
  • Технический регламент Таможенного союза «Про безопасность оборудования для работы во взрывоопасных средах» (ТР ТС 012/2011).

Учет оборудования АГЗС в Ростехнадзоре

Часть оборудования, входящего в состав АГЗС, подлежит учету в органах Ростехнадзора в качестве технических устройств. В основном, идет речь о резервуарах (емкостях, газгольдерах), которые устанавливаются на учет как сосуды, работающие под лишним давлением более 0,07 МПа.
Так, согласно п. 214 ФНП «Правила безопасности промышленности ОПО, на которых применяется оборудование, которое работает под лишним давлением» (дальше – ФНП по сосудам) учету в органах Ростехнадзора подлежит оборудование под давлением, указанное в п. 3 ФНП (кроме оборудования, установленного в п. 215 ФНП), в том числе:

  • сосуды, которые работают под лишним давлением пара, газов (включая СУГ), жидкостей;
  • балоны, предназначающиеся для сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов;
  • цистерны и бочки для сжатых и сжиженных газов.

Учету подлежат также цистерны (автомобильные и ЖД газовозы), которые служат для перевозки СУГ и транспортировке его к технологичной системе АГЗС.
Такие цистерны могут принадлежать хозяевам газозаправочных станций (к примеру, промышленным АГЗС).

Благодаря этому напомним, что они подлежат учету в органах Ростехнадзора по месту нахождения площадки эксплуатирующей организации, на которой проводят работы по ремонту, техобслуживанию и освидетельствованию установленного оборудования (п. 214 ФНП по сосудам).
Нужно обратить внимание – согласно п. 215 ФНП по сосудам не подлежат учету:
г) бочки (собственно бочки – НЕ цистерны) для транспортировки сжиженных газов, балоны вместимостью до 100 литров включительно, установленные стационарно, а еще предназначающиеся для транспортирования и (или) хранения сжатых, сжиженных и растворенных газов;
ж) сосуды для хранения или транспортирования сжиженных газов, жидкостей и сыпучих тел, присутствующих под давлением иногда при их опорожнении.

Для постановки на учет хозяин сосуда (резервуара, емкости) под давлением подает в территориальный орган Ростехнадзора следующие документы и сведения (п. 216 ФНП по сосудам):
1. Заявление, содержащее информацию об эксплуатирующей организации с указыванием:

  • места установки стационарного оборудования;
  • места использования транспортабельного оборудования и планируемого периода его эксплуатации на указанном месте;
  • места нахождения производственной площадки для работ по ремонту и технического освидетельствования цистерн и планируемого региона их использования.

2. Копии акта готовности оборудования под давлением к эксплуатационному вводу и приказа (распорядительного документа) о вводе его в эксплуатирование.
3. Подобающим образом оформленный паспорт на сосуд (оригинал), который содержит следующие сведения:

  • название или обозначение оборудования, год изготовления, завод-производитель, заводской номер (по системе нумерации производителя);
  • важные технические свойства, расчетные и рабочие (самые большие, номинальные, очень маленькие) параметры и рабочие условия оборудования, сведения о рабочей обстановке, расчетный служебный срок, расчетный ресурс (для трубо-проводов, котлов и их главных частей), расчетное кол-во пусков (для трубо-проводов и котлов), большое количество циклов работы (если установлено) сосуда или заправок баллонов;
  • сведения о дате проведения технического освидетельствования или экспертизы безопасности промышленности и сроках следующего технического освидетельствования и (или) экспертизы.

По результатам постановки на учет сосуду присваивается персональный регистрационный номер (не путать с рег. № ОПО) Уведомление о краже учетного номера Ростехнадзор направляет хозяину АГЗС.
Постановка на учет оборудования АГЗС проходит перед регистрацией автогазозаправочных станций в качестве ОПО.

Регистрация АГЗС в качестве ОПО

Как ОПО автогазозаправочные станции идентифицируются по двум признакам опасности (раздел 11 Приказа Ростехнадзора от 25 ноября 2016 г. № 495):

  • Хранение, транспортирование и применение вредоносных веществ (СУГ).
  • Применение оборудования, работающего под лишним давлением более 0,07 МПа пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии).

Напомним, что при подсчете количества опасного вещества (СУГ), которое единовременного может быть на объекте, имеет смысл исходить из документации проекта на технологическую систему АГЗС.
Автогазозаправки, зарегистрированные в перечне ОПО, получают название «Станция газозаправочная (автомобильная)». При регистрации им присваивается III или IV категория опасности.
При этом кол-во опасного вещества нечасто оказывает влияние на присвоение класса опасности (типовые резервуары обыкновенных АГЗС нечасто вмещают более 10 т СУГ). Основным критерием спецификации считается рабочее давление в технологичном оборудовании АГЗС, в основном – в резервуаре для хранения и применения СУГ.
Например, рабочее давление, указанное в паспорте резервуара, составляет 1,6 МПа. В данном варианте вашей АГЗС будет присвоен 3 класс опасности согласно п.п.

1 п. 5 Приложения №2 к ФЗ №116.
Если в паспорте оборудования отмечено рабочее давление, скажем, 1,56 МПа (т.е. до 1,6 МПа), то АГЗС при регистрации получит 4 класс опасности (см. п.п. 2 п. 5 Приложения №2 к ФЗ №116).
Регистрации в перечне ОПО могут также подлежать цистерны для перевозки СУГ (по признаку применения оборудования под лишним давлением; давление в подобных цистернах может изменяться от 1,3 до 1,6 МПа). При этом, согласно п. 476 ФНП по сосудам, регистрировать следует только те объекты, на которых эти цистерны хранятся и применяются в технологичном процессе.
Как отмечается в том же пункте ФНП, транспортирование цистерн, а еще перевозка бочек под давлением газов по дорогам единого пользования автомобильным (ЖД) транспортом не относится к деятельности в области безопасности промышленности.

Какие документы необходимы для законной эксплуатации АГЗС

Выше мы подчеркнули, что АГЗС присваивается 3 или 4 класс опасности. Это подразумевает различный набор нормативно-технических и разрешительных документов для каждой категории ОПО.

Но имеются базовый пакет документации, который должен быть на всех АГЗС независимо от класса опасности.
Так, согласно существующим нормативно-правовым актам, для законной эксплуатации АГЗС хозяину объекта понадобятся:
1. Проектная (исполнительная) документация и отчеты по инженерным исследованиям.

2. Положительное заключение государственной (негосударственной) экспертизы на документацию проекта (строительство или реконструкция АГЗС) или заключения экспертизы безопасности промышленности на документацию (перевооружение в техническом плане, консервация или ликвидация объекта).

PRO ГАЗ Мифы и Реальность — газовые баллоны

3. Документы (декларации, сертификаты), подтверждающие соответствие применяемых технических устройств, труб, фасонных частей, сварочных и материалов для изоляционных работ требованием технических правил, ГОСТам и т.д.
4. Паспорта (инструкции по эксплуатированию и монтажу) технических и технологических устройств в составе АГЗС с отметками о проведенном техническом освидетельствовании и рег. номером (для сосудов).

5. Паспорта на детали станций автозаправок (насосы, воздушные нагнетатели, арматура и т.д.).
6. Протоколы проверки сварных стыков газовых магистралей физическими методами контроля, протоколов механических испытаний сварных стыков газовых магистралей.
7. Акты:

  • приемки установок электрохимической защиты (для подземных газовых магистралей и резервуаров);
  • проведения испытаний технологичной системы на крепость и (или) герметичность;
  • освидетельствования скрытых работ;
  • приемки технических устройств для проведения комплексного опробования;
  • проведения индивидуального и комплексного опробования технологичной системы объекта;
  • проверки молниезащиты;
  • проверки срабатывания сигнализаторов загазованности, блокировок и автоматики безопасности.

8. Журналы:

  • авторского контроля;
  • строительного надзора;
  • выполнения работ генподрядной и субподрядной организаций.

9. Приказы:

  • о назначении лица, ответственного за организацию и исполнение производственного контроля;
  • о назначении лица, ответственного техсостояние АГЗС;
  • о назначении лица, ответственного за неопасную эксплуатацию сосудов на АГСЗ;
  • о назначении лица, ответственного за выполнение газоопасных работ;
  • о назначении лица, ответственного за неопасную эксплуатацию электрохозяйства и оборудования для вентиляции (если необходимо).

10. Должностные инструкции:

  • ответственного за организацию и исполнение производственного контроля;
  • ответственного техсостояние АГЗС;
  • ответственного за неопасную эксплуатацию сосудов на АГСЗ;
  • ответственного за выполнение газоопасных работ;
  • ответственного за неопасную эксплуатацию электрохозяйства и оборудования для вентиляции (если необходимо).

11. Производственные инструкции персонала, обслуживающего АГЗС.
12.

Регистрационное свидетельство ОПО, включая согласованные с территориальным управлением Ростехнадзора Сведения, характеризующие ОПО (в соответствии с нормами ФЗ №116 и ФНП по сосудам).
13.

Положение о производственном контроле (ППК), которое устанавливает единые требования к выполнению руководителями и инженерно-техническим персоналом собственных должностных обязанностей по обеспечению безопасности промышленности при обслуживании ОПО. ППК нужно для всех ОПО, включая АЗГС – станции газозаправочные (автомобильные).
14.

Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на ОПО (ПРИ), разработанное в согласии со статьей 9.1 ФЗ №116 и Приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. № 480. ПРИ утверждается эксплуатирующей объект организацией.

15. Полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение ущерба в результате аварии на опасном объекте (согласно ст. 15 ФЗ №116 и ФЗ № 225 от 27.07.2010г).

16. Протоколы аттестации (проверки знаний) по безопасности промышленности, заверенные аттестационной комиссией Ростехнадзора, не менее чем на 2-х служащих организации – начальника (заместителя начальника) и лицо, важное за ПК, по направлениям:

  • А.1 «Основы безопасности промышленности»;
  • Б.7.9. «Работа автогазозаправочных станций газомоторного топлива»;
  • Б.7.2. «Работа объектов, применяющих сжиженные углеводородные газы» (иногда).

Необходимость проведения аттестации по промбезопасности определяется требованиями:

  • закона № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О безопасности промышленности…».
  • Постановления Правительства РФ от 25.10.2019г. № 1365 «О подготовке и об аттестации в области безопасности промышленности. ».
  • Приказа Ростехнадзора от 11 декабря 2014 г. № 559 «Об утверждении ФНП «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива».

Если АГЗС присвоен 3 класс опасности, дополнительно вам будут нужны:
1. План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных объектах производства I, II и III классов опасности. Необходимость и порядок разработки Плана мероприятий для АГЗС монтируются:

  • законом № 116-ФЗ от 21.07.1997г. «О безопасности промышленности…».
  • Постановлением Правительства № 730 от 26.08.2013г. «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных объектах производства».
  • Приказом Ростехнадзора от 11.12.2014г. № 559 «Об утверждении ФНП «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива».

Документ утверждается руководителем эксплуатирующей организации и согласовывается с профессиональной аварийно-спасательной службой (появлением), с которой заключен договор на работы по обслуживанию ОПО.
Как последствие, хозяину АГЗС необходим:
1.1. Договор с профессиональным аварийно-спасательным появлением (АСФ) на оказание услуг по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.

В основном, АСФ подбирается по месту нахождения объекта.
2. Лицензия Ростехнадзора на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных объектов производства I, II и III классов опасности – ключевой разрешительный документ, который даёт право использовать АГЗС 3 класса опасности.
Получать лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО (АГЗС) принуждают:

  • закон № 99 от 04.03.2011г. «О лицензировании некоторых видов деятельности».
  • закон № 116 от 21.07.1997г. «О безопасности промышленности…».
  • Распоряжение Правительства РФ № 492 от 10.06.2013г. «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных объектов производства I, II и III классов опасности».

Если АГЗС присвоен 4 класс опасности, дополнительно вам потребуется:
1. План ликвидации аварий на АГЗС (ПЛА) – документ необязательный, но необходимый.

Определяет порядок оповещения и поведения при авариях, порядок эвакуации, аварийной остановки оборудования и т.д. Наличие ПЛА обязательно проверят органы МЧС при осуществлении пожарного надзора.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.