Корабельные сосны высота, виды, где растут в России

Содержание
  1. Где растет корабельная сосна
  2. Какие сосны называют корабельными
  3. Характерности корабельных сосен
  4. Где в нашей стране растут корабельные сосны
  5. Применение сосен в судостроении
  6. Заключение

Где растет корабельная сосна

Корабельная сосна растет столетие, перед тем как ее можно применять для кораблестроения. Древесина такого дерева выделяется надежностью и смолистостью. Эта специальная стабильность можно объяснить тем, что корабельные сосны закалены суровыми условиями климата произрастания: их настоящим ареалом являются запад и северо-восток Северной Америки.

Какие сосны называют корабельными

Корабельными считаются сосны, которые отвечают требованиям по высоте и структуре: так, высота ствола должна быть примерно 40 м, а диаметр – не менее 0,4 м. Чаще остальных нужным свойствам соответствуют красный, жёлтый и белый виды данных деревьев хвойной породы.

Красная сосна растет на возвышениях и сухой каменистой почве супесчаного и суглинистого типов, имеет мелкослойную смолистую древесину, которая обладает большой плотностью. Ствол дерева может достигать 37 м в высоту и 1,5 м в диаметре. Цвет ядра в большинстве случаев красный либо жёлто-красный, кора – красно-коричневая, с чешуйчатыми пластинами и бороздами, крона имеет форму круга.

Древесина жёлтой, или орегонской, сосны крепкая, при этом выделяется легкостью и упругостьюи к тому же обладает особенной огнеустойчивостью. Высота жёлтой корабельной сосны достигает 40 – 80 м; размер в диаметре ствола – от 0,8 до 1,2 м, сучьев – до 2 см. Кора имеет жёлто- либо красно-коричневый оттенок. Молодые ветки имеют оранжево-коричневый окрас, но понемногу становятся темными. Ствол покрывают трещины и чешуйчатые пластины. Форма кроны – округлая либо конусоподобная, очень маленькие ветки растут раскидисто вверх или вниз.

Для белой корабельной сосны специфична древесина менее плотные и слоистости, однако, материал при этом отлично поддается отделке, качественно пропитывается, не коробится. Ствол прямой, вырастает до 30 – 70 м в высоту и от 1 до двух метров в диаметре. На срезе ядро бледно-жёлтое, цвет коры – светло-серый. Понемногу дерево темнеет, покрывается трещинами и пластинами, которые дают фиолетовый оттенок. Белая разновидность сосны растет в болотистых низинах на глинистой почве.

Характерности корабельных сосен

Красный, жёлтый и белый виды сосны больше всего популярны в кораблестроении в связи с закалкой древесины холодными условиями погоды: в конце концов материал может достигать требуемого хорошего качества.

Так, достойные экземпляры корабельных сосен обладают следующими критериями:

  • высота дерева –40 м и больше, диаметр – 0,5 м и больше;
  • прямой ствол;
  • отсутствие сучков и отводов в основании дерева;
  • высокая смолистость;
  • легкая, упругая и крепкая древесина.

Требуется как минимум 80 лет, чтобы выросло дерево с этими свойствами. Особенно ценными считают экземпляры старше 100 лет.

Корабельные сосны защищены от гниения огромным количеством смолы: благодаря смолистости и легкости они тоже превосходно сплавляются речным руслом. Это существенно облегчает перевозку к месту постройки.

Древесина со стороны севера сосен плотнее по структуре и имеет намного тонкие слои, потому как на нее приходится меньше тепла и солнца. Это ее делает крепче и даёт применять для материала для самых неотъемлемых деталей. Корабельная сосна имеет необычный натуральный рисунок, прекрасную фактуру, ровные волокна дерева: материал такого рода считают замечательным для кораблестроения.

Где в нашей стране растут корабельные сосны

Сосновые деревья, подходящие для судостроения, произрастают в условиях сурового климата, а еще в засушливых и горных регионах. В зонах с мягкими условиями климата, к примеру, на Крымском побережье, они встречаются реже.

Так, в России корабельные сосны растут в лесах тайги, в средней полосе, на Северном Кавказе. Есть заказники, в которых их оберегают от вырубки. Охраняемая территория с корабельными соснами имеются, например, на границе Республики Коми и Архангельской области. Эти края когда то описал М. Пришвин в повести «Корабельная чаща». В 2015 году в этот край отправилась научная экспедиция. Искатели выявили сосновые массивы, среди них встречаются деревья возрастом до 300 лет.

Выяснить больше об экспедиции в корабельные чащи Архангельской области можно из видео:

Известен монумент природы «Мачтовый бор» в Воронежской области, где был посажен первый в нашей стране корабельный лес. Тут представлены старейшие сосновые виды из Усманского бора. Средние критерии насаждений по высоте составляют 36 м, а по диаметру – около 0,4 метров. В 2013 году «Мачтовый бор» был причислен к категории особо охраняемых природных объектов.

Еще Петр I придал сосновым рощам статус заповедных, особенно охранялись деревья шириной полметра в отрубе. Понимая, что корабельные деревья растут очень долго, он приказал заложить мачтовый, или корабельный лес, для строительства флота в дальнейшем.

Петр I подобрал Выборгский уезд (в настоящий момент Выборгский район), а конкретно – окрестность рядом р. Линдуловки. Там и основал рощу, высадив первые семена, а уже после смерти русского правителя Фердинанд Фокель занимался размножением корабельных лесов. Чтобы уменьшить свободную вырубку лесов и не допустить, подобным образом, их устранение, повелитель позаботился о государственном контроле с очень большими штрафами за самовольно вырубленные деревья. Ныне посадки в данной местности регулярно продолжаются. Во второй половине 70-ых годов двадцатого века тут основали ботанический заказник «Линдуловская роща».

Применение сосен в судостроении

Перед тем как возник металл, древесина служила ключевым материалом в кораблестроении. Наименование «мачтовая» сосна заслужила еще и тем, что замечательно подходила для производства мачты на парусник: для этого применяли высокое стройное дерево диаметром от полуметра, древесина его особенно прочна в самом центре ствола, у ядра.

Наиболее стойкую сосновую древесину также использовали для производства корпуса: первым делом, для этого подходила красная сосна. В настоящий момент из нее делают обшивку настил как для внутренних, так же и для наружных палуб. Подходит она и для обрешетника – каркаса, что применяется для крепления настила и зашивки площадок.

Ключевое использование жёлтой корабельной сосны – создание рангоутов, другими словами брусьев, что поддерживают паруса. Белая сосна, как наименее крепкая, используется в виде материала для производства шаблонов, не постоянных лесов, разных подручных средств. Корабельщики применяли не только древесину, но еще и смолу: ею пропитывали детали, канаты и паруса.

В сегодняшнем кораблестроении, кроме настила, дерево применяется также для обшивания и отделки внутри судна.

Заключение

Корабельные сосны получили подобное название благодаря особенным свойствам, что дают возможность применять их в судостроении. Сегодня использование древесины в данной области ограничено, впрочем прежде сосна была одним из главных ценных стройматериалов.

Источник: fermilon.ru

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.