
В наше время многие мамы встречаются с трудностью «слабых пальцев» у малышей. Задержка моторного развития, к сожалению, перестала быть редкостью: в наше время малыши с огромным трудом овладевают способностями расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и проч. Как последствие – адаптационные проблемы в детсаду. Важно вовремя начинать процедуры для развития небольшой моторики, чтобы приготовить чадо к социальной жизни.
Однако, поводов для этих тренировок намного больше, чем может показаться…
Польза развития небольшой моторики рук у детей молодого возраста – для чего это нужно?
3-4 десятилетия назад детским рукам не были знакомы планшетные компьютеры и другие девайсы, которые сегодня заменяют им не только нянь, но и порой и мам с папами. Детские руки были заняты перебиранием гречки в банковской структуре с фасолью, стиркой носовых платочков, нанизыванием сушек на веревочки, сборкой древесных пирамидок, вышиванием — и прочими, кажется, бесполезными, но очень эффектными занятиями.
Логичным следствием технологического прогресса стало отставание детей в развитии. Одна из граней этого отставания – небольшая моторика, развитие которой малышам до 3 лет очень нужно.
Почему оно очень важно?
- Небольшая моторика хорошо связана с нервной системой , имеет прямое отношение к памяти ребенка, к его вниманию и зрению, в восприятию. Развивая очень маленькую моторику, вы развиваете не только его пальцы.
- Стимуляция небольшой моторики активирует речевой и моторный центры , которые размещены очень недалеко. Формируя умения небольшой моторики, вы влияете на почерк ребенка, его речь, скорость реакции, и проч.
- По уровню развития небольшой моторики можно говорить (прим. — как об одном из критериев) о психическом развитии ребенка , о его готовности к обучению в школе.
- Развитие небольшой моторики содействует интенсивному развитию ребенка в творческом проекте .
Видео: Небольшая моторика у детей. Развитие небольшой моторики
Как заниматься с ребенком 1-3 развитием небольшой моторики, чтобы занятия были интересными и эффектными?
Каждый ребенок индивидуален, и у каждого – собственные ступеньки развития.
Но, в общем, календарь развития изучаемой нами в настоящий момент небольшой моторики выглядит так:
- С самого рождения до 4 месяцев: ребенок тянется к предметам, но сжимает игрушки, скорее, на уровне реакции. Осознанно ухватить игрушку он на данный момент не может, да и желаний – правой или левой рукой – тоже пока нет.
- С 4 до 12 месяцев: может переложить игрушку из одной руки в иную, перевернуть страницу книги, взять пальцами бусину.
- 12-24 месяца: уверенно «пользуется» пальцами, особенно указательным. Пытается рисовать – уже может выводить кружки, первые линии, точки. В таком возрасте появляются правши и левши – ребенок подбирает, какой собственно рукой удобнее рисовать, есть и проч.
- 2-3 годика: ребенку уже полностью по силам держать ножницы и пытаться разрезать бумагу. Понемногу меняется стиль рисования, и нарисованные фигуры становятся более-менее осознанными.
- 3-4 годика. Ребенок рисует уже осознанно, карандаш держит уверенно (хотя и не всегда правильно), способен разрезать бумаги по начерченной своими силами линии. С доминантной рукой ребенок к данному времени уже успел определиться, однако в играх пользуется ими двумя.
Когда начинать и сколько заниматься?
Старт «тренировок» по небольшой моторике у всех собственный, но мастера полагают, что замечательный возраст – 8 месяцев, когда пальчики уже к подобным упражнениям готовы.
Однако, до этого возраста можно использовать:
- Пассивную гимнастику. Другими словами, массаж подушечек пальцев.
- Слингобусы. Или, как их еще называют, мамабусы или бусы кормительные. Аналогичный яркий аксессуар мама одевает на шею во время кормления ребенка, как только у него пробуждается желание что-нибудь щупать и крутить пальцами во время еды.
- Вкладывать в руки игрушки из разнофактурных материалов – рельефных, шершавых, пушистых, гладких и проч.
Если учесть, что все тренировки (начав с 8 месяцев) проходят через игру, время занятий исчерпывается только занятостью мамы и рациональным умыслом.
Усредненное время занятия (рекомендовано собственно повседневные занятия) – 30-60 минут, в зависимости от возраста. Для ребенка 8-12 месяцев достаточно будет 10-15-минутного занятия, для ребеночка постарше время занятий увеличиваем, исходя из этого его увлеченности.
Чем будет больше применено методов для тренировки небольшой моторики, тем занятия будут эффектнее.
Главные правила для родителей:
- Начните занятия как можно до недавнего времени и придерживайтесь регулярности тренировок.
- Постарайтесь начинать процедуры с массажа кистей рук и пальцев.
- Чтобы захватить ребенка, совмещайте процедуры с игрой.
- В сочетании тренировок важно применять схему, предполагающую сжатие/напряжение кистей, их релаксация и растяжение.
- Процедуры должны подходить возрасту крохи и уровню его физического развития.
- Пока ребенок не научится выполнять те либо другие движения своими силами, маме придется помогать ему фиксировать нужное положение пальчиков, исполнять сами движение, правильно их выполнять.
- Начните с более простых тренировок, переход к сложным должен быть постепенным.
- Способствуйте творческому развитию ребенка – поощряйте его желание своими силами выдумать новые процедуры.
- Прекращайте процедуры, если ребенок устал или капризничает. И не забудьте восхвалять собственное чадо за успехи.
- Позволяйте ребенку делать своими руками все, что он может выполнить своими руками – от самообслуживания до хозяйственных дел. Даже, если нужно будет ждать и затем убирать за ребенком.
- Регулярно ищите новые игры и процедуры. Если малыш уже освоил обычные движения, сразу переходите к остальным – очень непростым.
Видео: Небольшая моторика — отличные игрушки на 2 года
5 лучших игрушек для развития небольшой моторики рук детей молодого возраста – что подобрать в магазине?
В том многообразии игрушек для небольшой моторики, что сейчас есть в детских российских магазинов, можно не прилагая больших усилий потеряться.
Какие игрушки признаны наиболее эффективными? Что именно приобрести?
Для вас – 5 самых полезных игрушек для тренировки небольшой моторики:
- Мелкая плитка. Все отлично ознакомленны о пользе этой игрушки, как для развития небольшой моторики, так же и для развития речи. Выбор мозаики действительно большой – и напольные, и «советские» на ножках, и на магнитах, и проч. Начав с годика, карапузу можно подбирать мозаику с большими деталями и большой основой, а потом переходить к очень непростым игрушкам.
- Бизиборды . Такие игровые доски, снабженные рычажками, кнопками, рамками, ключиками, шнуровками и прочими интересными деталями, не только займут карапуза на очень долго, но и будут замечательным тренажером для пальчиков, мышления, ловкости рук и проч. Замечательный возраст для такой игрушки – с 10-ти месяцев. Естественно, оставлять ребенка одного с игрушкой нельзя. Более того, важно проверять качество креплений. Бизиборд можно создать и собственными руками.
- Сортеры (прим. – вкладыши, рамки и проч.). Игрушка предусматривает вкладывание некоторых форм в необходимые отверстия. В точках продажи представлены сортеры-машинки, кубики, пазлы, и проч. Первооткрывателем сортеров считается Мария Монтессори. Задача ребенка – сопоставить отверстие в рамке/кубике по размеру и форме с деталями, которые и необходимо инвестировать в отверстия или рамку. Естественно, подбирать игрушку необходимо по возрасту. Развивать кроху при помощи сортера можно начинать с 1-2 лет.
- Шнуровка. Полезная игрушка, которую можно выполнить своими руками или приобрести уже готовую. Шнуровка содействует усидчивости, развитию глазомера и небольшой моторики, эластичности кистии к тому же развивает речь и гарантирует (при постоянных занятиях) отсутствие проблем уже в школе – с письмом. С 1-1,5 лет можно уже предложить карапузику обычную шнуровку. Естественно, ребенку будет тоскливо заплетать косички в течении года от роду, по этому важно выдумать ряд игр со шнуровкой, чтобы заинтриговать чадо.
- Пальчиковый театр. В эту игру ребенка не придется «затаскивать силой». Пальчиковый театр любим всеми малышами без исключения. Для самых крошечных можно включать в тренировки игры вроде «Сорока-ворона» и «Коза рогата», а потом, по мере взросления, выдумывать наряду с ребенком целые пьесы в 4 руки. При отсутствии средств героев, которых необходимо одевать на пальцы, можно создать из бумаги или пошить/связать.
Также в перечень самых эффективных игрушек для небольшой моторики можно включить конструктора, традиционные пирамидки и фактурные погремушки, мягкие книжки и кубики, объемные пазлы и матрешки.
Видео: Развитие небольшой моторики — игры для развития для малышей
15 лучших игр и тренировок для развития небольшой моторики детей от 1 до 3 лет – полезные занятия дома
Игр и тренировок для тренировки небольшой моторики игр можно выдумать очень большое количество – причем, из средств находящихся под рукой, без вложений и даже не сходя с места.
Среди наиболее эффективных методов можно подчеркнуть такие:
- Занимаемся лепкой . Какой материал применять – значения не имеет. Важен собственно процесс! Глина, пластика и пластилин, даже простое тесто – все подойдёт. Если карапуз уже подрос, можно обучить его работать на небольшом (детском) гончарном круге.
- Домашняя песочница . Да, уборки прибавится. Но восторг ребенкаи к тому же эффект, который обеспечивается аналогичной игрой, перевешивает все очень маленькие не приятные моменты. Варианты: кинетический песок, примитивный вариант мини-песочницы в комнате (под надзором, разумеется), лепка куличиков, игрушки из воздушных шариков, набитые песком (можно тоже набивать мукой, но строго нужно следить за целостностью игрушки), и еще творческие наборы для рисования цветным песком и рисование песком на поверхности стекла (с подсвечиванием).
- Изготовление коллажей и изделий . Естественно, с вырезанием деталей, составлением узоров и аппликаций.
- Создание изделий из натуральных материалов . Собираем на улице желуди, ветки, ягоды и шишки, а дома создаёт реальные лесные шедевры.
- Прививаем необходимые умения и развиваем пальчики : расстегиваем и застегиваем пуговки, расстегиваем молнии, развязываем шнуровку, цепляем крючки, щелкаем кнопочки и проч. Можно создать панель на плотной основе с аналогичными развлечениями и заниматься наряду с ребенком. Не забывайте добавить яркости и любимых героев ребенка на основу, чтобы было веселее играть.
- Играем в Золушку . Смешиваем гречку с фасолью и рисом. Задача – выудить всю фасоль из тарелки (банки).
- Кот в мешке . Эту игру дети любят, но возрастная рейка стартует от 3 лет. Ложим в мешочек пару маленьких предметов разной фактуры и формы. Задача ребенка – вложить руку, ухватить предмет и угадать на ощупь, что собственно в его руке.
- Конструктор . Подбирайте любой конструктор, исходя из этого возрасту чада. Любой будет прекрасен! От больших мягких кубиков до очень маленького лего, если по возрасту его уже можно применить. Стройте замки, крепости и замки принцесс, школы и поликлиники, и проч. В первую очередь – с играми и мини-спектаклями (ребенка необходимо обучать играть, просто собрать конструктор – мало!).
- Делаем бусы ! Не имеет значение – из чего. Применяйте, что находится под рукой – сушки, макароны, крышки от бутылок, большие бусины и проч. Нанизывать предметы на веревочку – очень занятие не простое для карапуза, по этому начните с упрощенных вариантов. А потом можно перейти и к плетению браслетов/фенечек (лет с 4-5).
- Плетение, вышивание, вязание . Такой способ не под силу карапузикам, однако он всегда идет для пользы дошкольникам и младшим учащимся начальной школы – становиться лучше письмо и речь, развивается творческое начало, начинают увереннее работать пальчики. Можно заплетать корзинки, вышивать крестиком и бисером, вязать салфеточки крючком или шарфы спицами, и проч.
- Картины из пластилина и круп . Занятие для детей 2-5 лет. Мажем пластилин на пластик или картон. Идеально, если ребенок сделает это сам, ведь размазывание пластилина – тоже часть процедуры. Дальше ставим несколько тарелок с различными крупами и вдавливаем горошины, фасолины, рис и другие крупы в пластилин таким образом, чтобы появился простой (для начала) рисунок. Можно тоже применять ракушки, камешки, бусинки.
- Подбираем крышки к банкам . Было бы неплохо, чтобы емкости были пластиковыми и разнообразной формы. К примеру, бутылочки, круглые баночки, квадратные и проч. Пускай ребенок сам определит – на какую емкость какая необходима крышка. Разумеется, одеть крышку он тоже должен своими силами.
- Пересыпаем, переливаем. Сыпем в емкость крупу. Задача ребенка – пальцами (щепоткой) пересыпать крупу в иную емкость. К примеру, таким образом, чтобы «рыбка затаилась под водой». Можно применить и чайную ложку. Другой вариант: льем воду в емкость и ложкой переливаем ее в иную емкость, «чтобы кораблик поплыл».
- Рвем бумажки . Игра для карапузов с 6-7 месяцев. Выдаём ребенку несколько цветных листов бумаги на растерзание и демонстрируем, как собственно необходимо рвать бумагу на очень маленькие кусочки. Не давайте ребенку газеты – там применяются вредные краски.
- Коробка с сокровищами. Сыпем в коробку много интересных (безопасных!) предметов и выдаём ребенку на изучение. Намного больше маминых и папиных «сокровищ» (баночек, часиков, резиночек и проч.).
Не оставляйте ребенка наедине с игрушками, которые могут нанести ему вред! Не забывайте, что каждое занятие по тренировке небольшой моторики необходимо выполнять исключительно под присмотром взрослого!
Источник: colady.ru