Диагноз ЗПР у ребенка – причины задержки психического развития, первые признаки и особенности

Содержание
  1. Что такое задержка психического развития, или ЗПР – классификация ЗПР
  2. Видео: Задержка психического развития у детей
  3. Как делят ЗПР – ключевые группы психического развития
  4. Главные причины проявления задержки психического развития у ребенка – кто в группе риска по ЗПР, какие факторы провоцируют ЗПР?
  5. К первой группе относится проблематичная беременность:
  6. Ко второй группе относят причины, которые имели место при родах:
  7. И третья группа – это причины социального характера:
  8. К факторам риска возникновения ЗПР относят:
  9. Кто и когда скорее всего поставит ребенку диагноз ЗПР или ЗПРР?
  10. Что необходимо знать родителям?
  11. Признаки и симптомы ЗПР у ребенка — характерности детского развития, поведения, привычек
  12. Видео: Чувственная сфера ребенка при ЗПР
  13. Ребенок с ЗПР…
  14. ЗПР у каждого ребенка вырисовывается персонально, впрочем важными признаками для абсолютно всех групп и степеней ЗПР считаются:
  15. Что сделать, если ребенку поставили диагноз ЗПР – инструкция для родителей
  16. Что необходимо знать родителям?

Диагноз ЗПР у ребенка – причины задержки психического развития, первые признаки и особенности

Отдельные родители отлично знакомы с аббревиатурой ЗПР, под которой прячется такой диагноз, как задержка психического развития, сегодня встречающийся очень часто. Не обращая внимания на то, что данный диагноз считается, скорее, рекомендацией, чем приговором, для большинство родителей он становится громом среди ясного неба.

Что прячется под этим диагнозом, кто имеет право его устанавливать, и что необходимо знать родителям?

Что такое задержка психического развития, или ЗПР – классификация ЗПР

Первое, что необходимо усвоить мамам и папам: ЗПР не считается невозвратимым психическим недоразвитием, и не имеет ничего общего с олигофренией и прочими страшными диагнозами.

ЗПР (и ЗПРР) — это лишь сдерживание темпа развития, обнаруживаемое в большинстве случаев перед школой . При правильном подходе к решению проблемы ЗПР трудностью быть просто перестает (и в очень короткие сроки).

Также нужно выделить, что, к несчастью, сегодня аналогичный диагноз могут поставить «с потолка», опираясь лишь на небольшой информации и отсутствии желания у ребенка разговаривать с экспертами.

Но тема о непрофессионализме — абсолютно не в данной заметке. Тут мы говорим про то, что диагноз ЗПР — повод для родителей подумать, и много внимания выделить собственному ребенку, прислушаться к рекомендациям экспертов, направить собственную энергию в правильное русло.

Видео: Задержка психического развития у детей

Как делят ЗПР – ключевые группы психического развития

Эта классификация, в основе которой – этиопатогенетическая систематика, была разработана в 80-х К.С. Лебединской.

  • ЗПР конституционального происхождения. Признаки: субтильность и рост ниже среднего, сохранение детских черт лица даже в школьном возрасте, неустойчивость и выраженность проявлений впечатлений, задержка в развитии эмоциональной сферы, проявляющийся во всех сферах инфантилизм. Очень часто среди причин данного типа ЗПР формируют потомственный фактор, и очень часто в данной группе оказываются близнецы, мамы которых сталкивались с патологиями при беременности. Для деток с подобным диагнозом, в основном, рекомендовано обучение в коррекционной школе.
  • ЗПР сомато­генного происхождения. В перечне причин – тяжёлые соматические заболевание, которые были перенесены в раннем детском возрасте. К примеру, астма, проблемы дыхательной или системы сердца, и др. Дети в данной группе ЗПР боязливы и не самоуверенны, и очень часто лишены общения с ровесниками из-за назойливой опеки родителей, которые из-за чего то решили, что детям общение дается сложно. При этом типе ЗПР рекомендовано лечение в специализированных санаториях, а форма обучения зависит от каждого определенного случая.
  • ЗПР психо­генного происхождения. Довольно редкостный вид ЗПР, однако, как и в случае с идущим до этого типом. Для проявления 2-ух данных форм ЗПР должны создаться сильно плохие условия соматического или микросоциального характера. Главная причина – плохие условия родительского воспитания, вызвавшие конкретные нарушение в процессе формирования личности небольшого человека. К примеру, гиперопека или безнадзорность. При отсутствии трудностей с ЦНС детки из данной группы ЗПР быстро преодолевают разницу в развитии со всеми остальными детьми в условиях обычной школы. Важно отличать данный тип ЗПР от педагогической запущенности.
  • ЗПР церебрально-органического генеза . Наиболее многочисленная (согласно статистике – до 90% всех случаев ЗПР) группа ЗПР. И еще самая тяжёлая и очень легко диагностируемая. Основные причины: родовые травмы, болезни ЦНС, интоксикация, асфиксия и другие ситуации, возникавшие в процессе беременности или конкретно при родах. Из признаков можно выделить яркие и четко наблюдаемые симптомы эмоционально-волевой незрелости и органическую недостаточность нервной системы.

Главные причины проявления задержки психического развития у ребенка – кто в группе риска по ЗПР, какие факторы провоцируют ЗПР?

Причины, провоцирующие ЗПР, условно можно поделить на 3 группы.

К первой группе относится проблематичная беременность:

  • Хронические болезни мамы, отразившиеся на здоровье ребенка (изъян сердца и СД, заболевания щитовидки и др.).
  • Токсоплазмоз.
  • Перенесенные будущей мамой инфекционные болезни (грипп и ангина, паротит и герпес, краснуха и др.).
  • Мамины плохие привычки (никотин и проч.).
  • Несовместимость резус-факторов с плодом.
  • Токсикоз, как на раннем, так и на позднем сроке.
  • Ранние роды.

Ко второй группе относят причины, которые имели место при родах:

  • Асфиксия. К примеру, после обвития пуповиной шеи крохи.
  • Родовые травмы.
  • Или травмы механического характера, появляющиеся при неграмотности и непрофессионализме медицинских работников.

И третья группа – это причины социального характера:

  • Фактор неблагополучной семьи.
  • Ограниченность эмоциональных контактов на разных стадиях развития ребенка.
  • Невысокий уровень интеллекта родителей и других членов семьи.
  • Педагогическая запущенность.

К факторам риска возникновения ЗПР относят:

  1. Осложненные первые роды.
  2. «Старо-родящая» мама.
  3. Избыточный вес будущей мамы.
  4. Наличие патологий в предыдущие беременности и роды.
  5. Наличие хронических болезней мамы, включая диабет.
  6. Стрессы и подавлености будущей мамы.
  7. Нежелательная беременность.

Кто и когда скорее всего поставит ребенку диагноз ЗПР или ЗПРР?

Сегодня в интернете можно прочесть много историй о постановке диагноза ЗПР (а то очень сложных диагнозов) обыкновенным невропатологом из поликлиники.

Родители, помните основное: врач-невропатолог не имеет права единолично устанавливать такой диагноз!

  • Диагноз ЗПР либо же ЗПРР (прим. – задержка психического и речевого развития) может быть поставлен только согласно решению ПМПК (прим. – психолого-медико-педагогическая комиссия).
  • Основная задача ПМПК – поставить или снять диагноз ЗПР либо «умственная отсталость», аутизм, ДЦП и проч., и еще определить – какая необходима ребенка программа обучения, понадобятся ли ему дополнительные занятия, и проч.
  • В составе комиссии в большинстве случаев присутствуют несколько профессиональных мастеров: дефектолог, логопед и психолог, психиатр. И еще преподаватель, родители ребенка и администрация учреждения осуществляющего образовательный процесс.
  • На основании чего комиссия выполняет выводы о наличии либо отсутствии ЗПР? Профессионалы общаются с ребенком, проводят проверку его способностей (включая письмо и чтение), дают задания на логику, математику, и проч.

В основном, аналогичный диагноз возникает у детей в медицинских картах в 5-6 лет.

Что необходимо знать родителям?

  1. ЗПР – не приговор, а рекомендация профессиональных мастеров.
  2. Во многих случаях, уже к 10-ти годам данный диагноз отменяется.
  3. Диагноз не скорее всего поставит 1 человек. Он ставится только согласно решению комиссии.
  4. Согласно ФГОС, проблема в освоении материала общеобразовательной программы на 100% (полностью) – это не основание для перевода ребенка на иную форму обучения, в коррекционную школу и проч. Нет закона, который заставляет родителей переводить детей, не прошедших комиссию, в спецкласс или специализированный интернат.
  5. Члены комиссии не имеют права давить на родителей.
  6. Родители право имеют отказаться от прохождения этой ПМПК.
  7. Члены комиссии не имеют права сообщать о диагнозах в наличии самих детей.
  8. При постановке диагноза нельзя опираться исключительно на неврологическую симптоматику.

Признаки и симптомы ЗПР у ребенка — характерности детского развития, поведения, привычек

Узнать ЗПР или хотя бы приглядеться и внимательно посмотреть на проблематику родители могут по таким признакам:

  • Ребенок не может сам мыть руки и обуваться, очищать зубки и проч., хотя по возрасту уже должен делать все сам (либо ребенок все умеет и может, но просто выполняет это очень медленно, чем другие дети).
  • Ребенок замкнут, сторонится взрослых и сверстников, коллективы отвергает. Данный признак говорит и об аутизме.
  • Ребенок часто проявляет тревогу или агрессию, но во многих случаях остается боязливым и нерешительным.
  • В возрасте «грудного ребенка» ребенок запаздывает с умением держать головку, говорить первые слоги, и др.

Видео: Чувственная сфера ребенка при ЗПР

К прочим признакам можно отнести симптомы неразвитости эмоционально-волевой сферы.

Ребенок с ЗПР…

  1. Быстро устает и обладает невысоким уровнем работоспособности.
  2. Не способен запомнить весь рабочий объем/материала.
  3. С огромным трудом проводит анализ информацию снаружи и для полнейшего восприятия должен ориентироваться на наглядные пособия.
  4. Имеет трудности со словесно-логическим мышлением.
  5. Испытует трудности в контакте со всеми остальными детьми.
  6. Не способен играть в сюжетно-ролевые игры.
  7. С огромным трудом организовывает собственные действия.
  8. Испытует трудности в усвоении общеобразовательной программы.
  • Дети с ЗПР быстро догоняют сверстников, если им своевременно оказана коррекционно-педагогическая помощь.
  • Очень часто диагноз ЗПР ставят в ситуациях, когда ключевым симптомом становится невысокий уровень памяти и вниманияи к тому же скорости и перехода всех психических процессов.
  • Поставить диагноз ЗПР в дошкольном возрасте весьма тяжело, а в возрасте до 3-х лет – как правило невозможно (если только нет очень явных признаков). Точным диагноз может стать исключительно после психолого-педагогического наблюдения за ребенком в возрасте младшего учащегося начальной школы.

ЗПР у каждого ребенка вырисовывается персонально, впрочем важными признаками для абсолютно всех групп и степеней ЗПР считаются:

  1. Сложность выполнения (ребенком) действий, которые просят определенных волевых усилий.
  2. Проблемы с построением целостного образа.
  3. Не тяжелое запоминание наглядного материала и не простое – вербального.
  4. Проблемы с появлением речи.

Детки с ЗПР, несомненно, просят более деликатного и чуткого отношения к себе.

Но необходимо понимать и не забывать, что ЗПР – не преграда для обучения и освоения школьного материала. В зависимости от диагноза и свойств развития ребенка, школьный курс может быть лишь слегка скорректированным на конкретный временной период.

Что сделать, если ребенку поставили диагноз ЗПР – инструкция для родителей

Очень важное, что должны сделать родители ребенка, которому вдруг поставили «клеймо» ЗПР – это угомониться и осознать, что диагноз — относительный и примерный, что с их ребенком все в хорошо, и он просто развивается в частном темпе, и что все в первую очередь образуется, из-за того что, повторимся, ЗПР – не приговор.

Но также необходимо понимать, что ЗПР – не возрастные угри на лице, а задержка психического развития. Другими словами, махать рукой на диагноз все же не стоит.

Что необходимо знать родителям?

  • ЗПР – не последний диагноз, а временное состояние, но требующее грамотной и своевременной корректировки, чтобы ребенок смог догнать сверстников до нормального состояния интеллекта и психики.
  • Для многих детей с ЗПР коррекционная школа или класс станет отличной возможностью сделать быстрее процесс решения проблемы. Коррекция должна проводиться вовремя, иначе время будет упущено. По этому позиция «я в домике» тут не считается правильной: проблематику пренебрегать нельзя, ее следует решать.
  • При обучении в коррекционной школе ребенок уже к началу школы , в основном, готов вернуться в простой класс, и сам по себе диагноз ЗПР не отразится на последующей жизни ребенка.
  • Очень важна точная диагностика. Диагноз не могут устанавливать доктора общей практики – только профессионалы по психическим/интеллектуальным нарушениям.
  • Не сидите на месте — обращайтесь к мастерам. Вам будут необходимы консультации психолога, логопеда, невролога, дефектолога и психоневролога.
  • Выбирайте специализированные дидактические игры, исходя из этого способностям ребенка, развивайте память и логическое мышление.
  • Посещайте с ребенком занятия по ФЭМП — и приучайте к самостоятельности.

Ну и среди основных советов – традиционные рекомендации: создайте ребенку прекрасные условия для развития без напряжений, приучайте к режиму дня — и обожаете собственное чадо!

Источник: colady.ru

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.